Они помогали побеждать: главные машины Великой Отечественной

автомобиль

Вторая мировая война вошла в историю не только как самая кровопролитная и бесчеловечная война. Это был первый конфликт в мировой истории, в котором участвовало рекордное количество технических транспортных средств — на двух, трех, четырех колесах, без колес и с крыльями.

Грузовик «ГАЗ-АА»

автомобиль

это «грузовик» — плавный, прочный, простой и надежный грузовик, названный в честь его грузоподъемности. Это лицензионная копия автомобиля Ford AA, привезенного в СССР самим Генри Фордом. Автомобиль выпускался на Нижегородском заводе (впоследствии — Горького) им. Молотова и стал одним из самых распространенных. Общий тираж за 18 лет выпуска (1932-1950) составил более 1 миллиона штук.

Автомобиль служил солдатам в советско-финляндской войне, и только во время Великой Отечественной войны стал просто незаменим. Он мчался по всей стране, от Киева до Подмосковья. Его использовали как трактор. На этой раме смонтированы ремонтные мастерские и радиолокационные станции. Из них делали машины скорой помощи, а также бронетехнику и самоходки.

автомобиль

Не все ГАЗ-АА сохранились до наших дней. В СССР физическим лицам было запрещено владеть грузовиками, а компании, в которых они работали, часто сдавали автомобили на металлолом. Лишь единицы живут сегодня «полтора года». И даже они хранятся в руках коллекционеров.

Читайте также: Какие машины подошли бы героям «Игры престолов»

Автобус «ГАЗ-03-30»

автомобиль

Яркий пример унификации моделей и того, как гражданское производство может быть преобразовано в военное.

До Второй мировой войны автобус-шасси ГАЗ-АА использовался как экскурсионный, служебный и городской транспорт. Во время войны — как скорая помощь, так и личный состав. В этом воплощении он получил третью ось (колесная формула — 6х4) и доработанный кузов для соответствующих целей.

«ГАЗ-03-30» считается самым массовым довоенным транспортным средством этого типа. Хотя только за годы выпуска (всего — с 1933 по 1950 год) было выпущено немногим более 18 тысяч штук.

Читайте также: 7 популярных автомобилей, которые нельзя брать на вторичное жилье

Бронеавтомобиль «БА-10»

автомобиль

БА-10 — еще один пример того, как можно трансформировать гражданский грузовик. Бронеавтомобиль построен на шасси трехосного «ГАЗ-АА», до которого шасси укорочено, усилена подвеска и добавлена ​​возможность замены колес на гусеницы для большей проходимости возможность. «Корпус» состоит из бронелистов, которые соединялись между собой бронированными болтами и бронированными заклепками.

С учетом всех доработок «БА-10» стал самым массовым броневиком того периода. Ему удалось увидеть и сражения на Халхин-Голе, и Великую Отечественную войну, и бои с Японией в конце лета 1945 года. Всего с 1938 по 41 год было выпущено 3413 штук, из которых в этот день уцелело только пять.

Читайте также: Что случилось с машинами в фильме «Бумер»

Вездеход «Я-12»

автомобиль

Артиллерийский тягач непростой судьбы, рожденный в короткие сроки из смеси импортных агрегатов. В разгар войны их не хватало, особенно после того, как производство двигателей на ЗИСе прекратилось в связи с эвакуацией предприятия.

Поэтому мы купили в США дизельный двигатель, сцепление и трансмиссию для нового трактора и сели думать, как совместить его с существующим шасси Я-11. Я пришел с. Чертежи и техническая документация были готовы всего за две недели, после чего Ярославский завод запустил трактор в производство.

Получился легкий, но крепкий, тянул орудия до 8 тонн. И сделал это быстро. По пересеченной местности «Я-12» двигался со средней скоростью 13 км / ч. При этом проходимость страдала от пресловутого отсутствия деталей. Наших грузовиков не было, были танкеры, которые уступали место грязи и голому льду.

автомобиль

В армии он прижился и достаточно распространился. Он был выпущен в первый послевоенный год, а общий тираж составил более двух тысяч экземпляров.

Читайте такжеа также: Какой выбрать Rapid или Polo

Грузовик «ЗИС-5»

автомобиль

Если бы «ГАЗ-АА» был «грузовиком», то «ЗИС-5» по праву можно было бы назвать «трехтонким». Вот что он поднял на борт. При удвоенной полезной нагрузке ЗИС-5 имел запас хода, сопоставимый с «полуторным» — около 200 км.

Незаменимая вещь спереди, но по массе до ГАЗ-АА не дотянула. Всего с 1933 по 1948 год было произведено чуть более 350 000 единиц. Но его история на этом не закончилась. После глобальной модернизации его производство продолжалось до 1965 года в Миассе. Уже под названием «УралЗИС-355 / 355М».

Читайте также: Что не так с машинами блоггеров?

Studebaker US6

автомобиль

Американский царь-грузовик, вобравший в себя все самое лучшее и необходимое на фронте:

  • перевезли много (грузоподъемность — 2,5 тонны);
  • дальний (дальность плавания — 400 км, вдвое больше, чем у «ЗИС-5»);
  • везде (вождение — по всем трем осям, формула — 6х6).

По программе помощи американского правительства (ленд-лиз) советские войска получили более 150 тысяч студебеккеров. В том числе почему, по иронии судьбы, дома, в Соединенных Штатах, US6 не использовался в качестве военной машины. Его двигатель не отвечал требованиям тех лет, поэтому General Motors принимала тендеры на поставки для армии, а компания Studebaker отправляла свою продукцию за границу. Где пригодилось.

Читайте также: 5 надежных автомобилей на замену новому Рено Логан

В тяжелых дорожных условиях СССР были правильными полный привод и высокое расположение агрегатов, для которых вода губительна. Так что US6 мог переходить вброд и практически плавать.

Благодаря своей прочности (при необходимости загружался до 5 тонн груза при паспорте 2,5) Студебеккер US6 стал базой для перевозки реактивных гранатометов «Катюша», а после войны разоружился и вполне комфортно себя чувствовал в роли нормальный колхозный грузовик.

автомобиль

Willys MB

автомобиль

Легендарный внедорожник, имя которого стало нарицательным: Jeep. Правда не сразу. Внедорожник MB американской компании Willys Overland параллельно производился на заводах компании Ford, где имел индекс GPW. Именно этот «Джи Пи» со временем превратился в «Джип».

А в Красной Армии он был известен исключительно как «Уиллис» и ценился за свой феноменальный вездеход. СССР боролся со своими легковыми полноприводными автомобилями. Помимо внедорожников, Willys славился своей универсальностью. Он занимался разведкой, возил личный состав, носил оружие, вытаскивал раненых из огня на специально оборудованных носилках в кабине.

автомобиль

Универсальность и проходимость подчеркнули многочисленные недостатки автомобиля. Деликатная американская техника не терпела советских горюче-смазочных материалов: низкооктанового бензина и «грязного» масла. При этом карбюраторный двигатель можно отремонтировать и в полевых условиях благодаря простоте конструкции.

Читайте также: Как выбрать внедорожник за 3 миллиона рублей

Вилисы ушли на фронт по ленд-лизу. Всего за годы войны Красная Армия получила около 50 тысяч машин, многие из которых сохранились до наших дней и даже доступны в свободной продаже. По цене еще одного нового Jeep — Renegade:

автомобиль

Внедорожники «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67Б»

автомобиль

Советский ответ на полноприводные внедорожники был своевременным, но безуспешным. Автомобиль был построен в короткие сроки (51 день на разработку!) И в спешке, отсюда и конструктивные ошибки расчета и сложность серийного производства. Производственных мощностей на все просто не хватало: ГАЗ был основной площадкой сборки легких танков, смешанных шахт и грузовиков. За два года было выпущено всего 672 экземпляра.

Что касается «влажности» конструкции, то «коза» славилась ненадежной системой зажигания и склонностью к опрокидыванию из-за высокого центра тяжести и узкой колеи.

ГАЗ-64 отлично поработал. Работал пехотным транспортом, командирской машиной и артиллерийским тягачом. Впоследствии на его шасси были созданы бронетранспортеры «БА-64» и «64Б». После модернизации ГАЗ-64 появился ГАЗ-67».

автомобиль

Колея была увеличена до размера грузовой колеи (1446 мм). Усилены рама и лонжероны, увеличена мощность двигателя (54 против 50 л.с.), установлен второй бензобак. Последняя особенность военной техники сохранилась до наших дней. «УАЗ Патриот», например, и во второй половине «2000-х» по старинной армейской традиции оснастили вторым бензобаком.

Несмотря на серьезно улучшенные проходимость, надежность и управляемость, в годы Великой Отечественной войны ГАЗ-67 не стал серийным. Впечатлен акцентом предприятия на выпуске бронетехники и другой военной техники. Но после окончания войны «ГАЗ-67» много работал как в колхозах, так и в геологоразведке.

Читайте также: Немцы на Lada 4X4: «Автомобиль — имя…»

«ЗИС-101»

автомобиль

Важная машина для VIP-персон. Сделано по-американски, но по-своему. В основном это Бьюик 32-90, который на пути к советскому автовозу лишился регулировки амортизаторов и АКПП, а также морально устаревший кузов в середине тридцатых годов. Американцы также несли ответственность за новый дизайн, основанный на советских эскизах, а сам автомобиль был открыто и официально назван прессой «Советским Бьюиком».

Для советской промышленности этот проект стал во многом поворотным. Появились внутренний подогреватель, магнитола, усилитель тормозов, а также частично синхронизированная коробка передач (синхронизаторы на II и III скоростях, можно переключать, не нажимая дважды на сцепление).

Читайте также: Россияне готовы отказаться от личных автомобилей

Несмотря неудобный назначение и премиальная техника «ЗИС-101» обслуживала простых людей. До войны он встречался в таксомоторных компаниях, а иногда даже имел собственное применение. Не купил, конечно, а выиграл в лотерею или получил в награду за безупречный сервис.

А во время войны ЗИС-101 использовался не только как транспортное средство для перевозки команд. Для писателя Юрия Нагибина сделали передвижную радиорубку и студию звукозаписи, в которой писали программы для Ленинградского радио.

Автор: Владимир Андрианов

Какие автомобили времен Великой Отечественной войны вы знаете? Дайте нам знать об этом в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё об автомобилях, дорогах и автотранпорте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: