Востребованные временем : Новости от ГИБДД

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, ныне генерал-майор милиции в отставке А.Ю. Якимов руководил Научно-исследовательским центром ГИБДД МВД России с 1998 по 2004 год. Одновременно с этим Александр Юрьевич являлся заместителем начальника ГУГИБДД МВД России, работал под руководством В.А. Федорова и В.Н. Кирьянова. Ныне он советник президента Российского союза автостраховщиков по вопросам безопасности дорожного движения. Свою работу в ГАИ, научную деятельность в НИЦ считает главным делом своей жизни.

–Мое близкое знакомство с проблематикой безопасности дорожного движения произошло почти четверть века назад, в начале 1990 года. К тому времени ВНИИБД МВД СССР претерпел ряд серьезных и далеко не бесспорных реорганизационных мероприятий, в результате чего его материально-техническая база была значительно разрушена, потеряны ценные научные кадры, а вместе с ними и некоторые важные направления исследований. В течение нескольких лет вопросами безопасности дорожного движения занимались специалисты одной из научно-исследовательских лабораторий ВНИИ МВД СССР под руководством доктора юридических наук Ивана Ивановича Веремеенко (к огромному сожалению, он недавно ушел из жизни). В итоге было принято решение о воссоздании самостоятельного научного центра в области безопасности дорожного движения. Возглавил его Иван Иванович, пригласивший меня на должность начальника отдела.

Для меня (в ту пору майора милиции, кандидата юридических наук) это была первая руководящая должность. Вспоминая то время, могу сказать, что мне в принципе повезло. Во многом потому, что в руководящем составе ВНИЦБД были два заместителя — Андрей Андреевич Планкин и Михаил Борисович Афанасьев, профессионалы в своем деле. Несмотря на то что куратором моего отдела был Планкин, в большей степени я нашел «родственную душу» в лице Михаила Борисовича, поскольку мы с ним оказались большими, как сейчас говорят, «фанатами» Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения — это уникальный документ, который представляет собой совокупность норм правовых, норм технических, являясь по сути дела моделью поведения огромного количества лиц, участвующих в дорожном движении. Поэтому получилось так, что полученные знания — и инженерные (потому что за плечами был МИФИ), и юридические (окончив ВЮЗИ, кандидатскую диссертацию я защитил в Академии МВД СССР) — оказались востребованными.

Те годы стали весьма важными, причем очень повезло в том отношении, что была возможность учиться не только у Веремеенко, Афанасьева и Планкина, но и у сотрудников отдела, поскольку отдел оказался уникальным. Там были собраны не только юристы, но и экономисты, психологи. Специфика отдела заключалась в том, что он был ориентирован на проблемы управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Кадровый состав был очень сильный. В отделе работали, например, Борис Вульфович Россинский, который в настоящее время возглавляет Российскую правовую академию, Павел Иванович Сатлейкин — известный московский адвокат и эксперт. Не могу не вспомнить удивительного труженика Михаила Ивановича Попова (его, увы, уже нет с нами), который впоследствии возглавил отдел, Сергея Николаевича Антонова и других коллег.

Очень полезно, когда ты можешь учиться не только у своих руководителей, но и у своих подчиненных. Это мое глубокое убеждение. Работа в отделе, опыт руководства людьми, полученный в те годы, дали мне очень многое. Тогда стало ясно, что проблематика безопасности дорожного движения реально останется любимым делом на всю жизнь.

В силу некоторых обстоятельств мне пришлось на несколько лет оставить НИЦ, но вопросы, касающиеся организации деятельности Госавтоинспекции, всегда были в центре научных исследований и стали важной частью докторской диссертации, защищенной в 1996 году.

А через некоторое время, уже работая в центральном аппарате МВД России, мне удалось «упросить» начальника ГУГИБДД МВД России Владимира Александровича Федорова вернуть меня на работу в НИЦ ГИБДД в качестве начальника и одновременно заместителя начальника Главка. Должен сказать, что наше знакомство произошло еще в 1980-е годы, когда он работал начальником отдела охраны общественного порядка в МВД Карельской АССР, а я собирал материалы для своей кандидатской диссертации, тема которой была созвучна интересам Владимира Александровича. В свою очередь я сразу же оценил его блестящие познания в области административной практики. Очень многому учился я у Владимира Александровича (в том числе как отбивать «атаки» различных лиц, желавших «оторвать» определенные «куски» от компетенции Госавтоинспекции), причем некоторые результаты наших обсуждений легли впоследствии в тексты проектов различных нормативных правовых актов.

Если говорить о той работе, которую вел НИЦ ГИБДД в конце 1990 — начале 2000-х годов, то можно выделить несколько направлений.

Первое — это совершенствование нормативно-правовой основы деятельности государственных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Разумеется, прежде всего имеется в виду деятельность Госавтоинспекции. Речь идет и о Кодексе об административных правонарушениях, и о Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (нашем базовом законе), и об указах Президента, особенно тех, которые вносили изменения в Положение о Госавтоинспекции, и о многочисленных постановлениях Правительства, вносивших разнообразные изменения в Правила дорожного движения. Естественно, нельзя не сказать и о ведомственных нормативных актах, посвященных самым разным вопросам служебной деятельности подразделений ГАИ.

Одновременно осуществлялась работа по совершенствованию и нормативно-технической, и материально-технической основы деятельности Госавтоинспекции. Мы участвовали в разработке проектов стандартов, которые касались, например, регистрационных знаков, средств организации дорожного движения. Одним из важных направлений стала работа по совершенствованию Федеральной информационной системы — ФИС ГИБДД, большой вклад в создание которой внес один из заместителей начальника Центра — Андрей Борисович Котенев. Отмечу, что эта система и сегодня успешно продолжает развиваться.

НИЦ выступал и в роли органа по сертификации продукции и услуг в области безопасности дорожного движения, руководителем которого был другой мой заместитель — Виктор Дмитриевич Кондратьев. Хочу подчеркнуть, что Виктор Дмитриевич — удивительный человек. Его знания всегда были востребованы не только в Центре, но и в Главке. И тот факт, что при этом он сумел защитить диссертацию и стать доктором технических наук, рассматриваю как своего рода научный подвиг. Вообще должен сказать, что с заместителями мне очень повезло, потому что это были не просто отличные специалисты, но люди, отличающиеся прекрасными человеческими качествами. Не случайно один из них, В.Д. Кондратьев, заменил меня на посту начальника НИЦ, а затем эту должность занял другой заместитель — Сергей Сергеевич Миронов. Думаю, что это хороший пример преемственности, которая нередко приносит пользу и в науке, и на практике.

Вспоминая дружную и плодотворную работу специалистов НИЦ ГИБДД, не могу не сказать, что инициатором многих направлений исследований и разработок был Виктор Николаевич Кирьянов, сменивший В.А. Федорова на посту начальника Главка. Именно по его инициативе была организована подготовка ряда важнейших документов концептуального характера. Так, в 2005 году впервые состоялось заседание Президиума Госсовета России по вопросам оценки состояния уровня безопасности дорожного движения и совершенствования государственного управления в области ОБДД, а подготовительная работа проводилась в течение не менее полутора лет.

Столь же основательно готовился проект концепции ФЦП, посвященной совершенствованию безопасности дорожного движения, не говоря уже о проекте самой ФЦП. Ее реализация в 2006–2012 годах совершила колоссальный прорыв, повернула общественное сознание к проблемам «войны на дорогах», заставила многих понять, что это дело не одной Госавтоинспекции, а буквально каждого человека. И роль Виктора Николаевича в этом процессе трудно переоценить. Не могу не сказать и о его лидерской роли на самом высоком международном уровне.

Выступления В.Н. Кирьянова на заседаниях Генеральной ассамблеи ООН вызывали серьезный, я бы сказал глобальный, резонанс в виде самых различных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности в сфере ОБДД. Это очень способствовало и росту авторитета российской делегации в Рабочей группе по безопасности дорожного движения, образованной Европейской экономической комиссией (на протяжении около 10 лет мне была оказана высокая честь быть заместителем председателя, а затем и председателем этой Рабочей группы). Конечно, сотрудникам НИЦ данная деятельность добавляла немало хлопот, но вместе с тем росло и осознание того, что наши исследования и разработки востребованы жизнью.

Хочу пожелать руководителям Центра, его ветеранам и молодым сотрудникам творческого отношения к делу, которым они занимаются, успехов в научном поиске, который будет вносить свою лепту в дело укрепления любимой службы — Госавтоинспекции МВД России и реально способствовать повышению эффективности ее деятельности.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё об автомобилях, дорогах и автотранпорте
Оставить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: