Страницы истории : Новости от ГИБДД

В начале 1970-х после введения в эксплуатацию Волжского автомобильного завода в стране начался бурный рост автомобилизации, резко увеличился парк транспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан, что привело к значительному росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), числа погибших и раненых. С учетом сложившейся ситуации и необходимости проведения широкомасштабных комплексных исследований, направленных на изучение причин аварийности и разработку мер по их предупреждению, распоряжением Совета министров СССР от 21 июня 1974 г. № 1538-р был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения (ВНИИБД) МВД СССР. Инициатива создания института принадлежала начальнику ГУГАИ МВД СССР генерал-лейтенанту милиции, доктору юридических наук, профессору В.В. Лукъянову.

Однако потребность в научном «подкреплении» деятельности милиции по обеспечению безопасности дорожного движения проявилась еще раньше.

1954 год

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения остро встали перед ГАИ уже в первые послевоенные годы. После того, как МВД СССР приняло решение о включении ОРУДов в состав ГАИ, в 1954 г. в рамках существовавшего тогда Научно-исследовательского института криминалистики МВД СССР (ныне — ВНИИ МВД России) был создан небольшой отдел, занимавшийся в основном разработкой технических средств для нужд Госавтоинспекции и ведомственных нормативных актов.

Сотрудники отдела совместно с учеными вузов страны разработали для Госавтоинспекции образцы новых технических средств: мотоциклов для инспекторов дорожного надзора, жезлов регулировщиков со световозвращающими элементами, приборов для автоматического переключения светофоров и определения скорости движения автомобилей на магистралях. Они подготовили проекты государственных стандартов на дорожные знаки и регистрационные знаки транспортных средств, технические требования к новым светофорам, дорожным знакам и указателям, к комплекту портативных приборов и инструментов для осмотра места ДТП и проверки технического состояния автомобилей, к агитационному автобусу ГАИ, электронному экзаменационному аппарату. Сотрудники отдела внесли свой вклад в подготовку единых Правил движения по улицам и дорогам Союза ССР, введенных в действие с 1 января 1961 г., и Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Совета министров РСФСР от 6 июля 1964 г. № 840

1968 год

В апреле 1968 г. по инициативе В.В. Лукьянова, в то время начальника управления Госавтоинспекции МООП СССР, решением коллегии Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике в составе ВНИИ была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория проблем безопасности движения.

На основе результатов экспериментов и теоретических исследований новое научное подразделение разработало рекомендации по организации движения и повышению его безопасности в сложных дорожных условиях, издало пособия по организации одностороннего движения и ограничению скорости транспортных средств, надзору за движением транспорта и пешеходов. Регулярно выходил в свет сборник информационных сообщений «Проблемы безопасности движения». Одним из основных показателей деятельности Лаборатории являются введенные в действие с 1 января 1973 г. новые Правила дорожного движения, базирующиеся на международных Конвенциях о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах 1968 г., а также на дополняющих эти Конвенции европейских соглашениях 1971 г.

В 1969 г. отдел был преобразован в научно-исследовательскую лабораторию, состоящую из четырех отделов, в составе ВНИИ МВД СССР. В 1972 г. лаборатория получила статус самостоятельного подразделения министерства с оперативным подчинением УГАИ МВД СССР и функционировала до момента создания на ее основе ВНИИБД.

1974 год

С созданием в 1974 г. ведомственной науки удалось развернуть достаточно быстро научные исследования в области безопасности дорожного движения.

Первым начальником Института стал полковник милиции, доктор юридических наук, профессор В.И. Жулев, который возглавлял его с 1974 по 1984 г. В 1984 г. его сменил полковник милиции, доктор технических наук, профессор Г.Я. Волошин, который руководил Институтом вплоть до его расформирования в 1985 г.

За эти годы Институт разработал около 150 нормативных и методических документов. В этот период силами Института были разработаны основополагающие государственные стандарты в сфере дорожного движения: ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная», ГОСТ 21392-75 «Транспортные средства оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы», ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия» и целый ряд других. Разработанное и изданное в 1974 г. «Руководство по регулированию дорожного движения в городах» и ныне не потеряло своей актуальности.

Большой удельный вес в работах ВНИИБД занимало изучение причин и условий возникновения ДТП. Разрабатывались математические методы многофакторного анализа статистических данных о ДТП, которые позволяли вырабатывать конкретные практические рекомендации по борьбе с аварийностью.

Совместно с предприятиями оборонного комплекса институт принимал активное участие в разработке и внедрении аппаратуры фотофиксации нарушений правил дорожного движения: малогабаритных радиолокационных измерителей скорости «Барьер» и «Электроника», лазерного измерителя скорости, а также передвижного комплекса для стереофотограмметрической фиксации обстановки на месте ДТП, аварийно-спасательного оборудования для ликвидации последствий ДТП. Регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ получили созданный институтом комплекс технических средств для изготовления водительских удостоверений. Всего было создано более 50 образцов технических средств, используемых в деятельности Госавтоинспекции.

В содружестве с Омским научно-производственным объединением промышленной автоматики проводились работы по созданию автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУД) с использованием ЭВМ. Были созданы несколько поколений техники для эффективного управления транспортными и пешеходными потоками. Специалисты института занимались также непосредственным внедрением АСУД во многих крупных городах страны (Алма-Ате, Баку, Киеве, Минске, Омске, Риге и др.).

В конце 70-х гг. специалистами института в Свердловске проводился эксперимент по балльной системе учета нарушений Правил дорожного движения, на основе которого в 1992 г. в законодательство была введена норма по учету штрафных баллов при решении вопроса о применении к нарушителю административных санкций.

В 1979-1982 гг. были разработаны и апробированы новые методы организации дорожного движения — реверсивное регулирование и метод обеспечения приоритета общественному транспорту с использованием выделенных полос для маршрутных автобусов и троллейбусов, что дало возможность рекомендовать эти методы для широкого внедрения.

1981 год

За большой вклад в развитие науки, включая комплекс работ по созданию и внедрению АСУД, коллектив ВНИИБД в 1981 г. был награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

ВНИИБД участвовал в работе международных организаций в рамках СЭВ и ЕЭК ООН, контактировал с научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран, организовывал национальные и международные выставки, конференции по проблемам безопасности дорожного движения.

1985 год

Институт имел хорошие перспективы развития, однако в связи с кардинальными организационно-структурными изменениями в Министерстве в ноябре 1985 г. по указанию Министра внутренних дел СССР В.В. Федорчука институт был упразднен, и вместо ВНИИБД была создана Научно-исследовательская лаборатория № 7 (НИЛ-7) в составе ВНИИ МВД СССР. Следствием ликвидации Института явилась существенная потеря научного потенциала.

За время существования НИЛ-7 были разработаны последние союзные Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 января 1987 г., утверждены новые ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», ГОСТ 26804-86 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия», подготовлен ряд ведомственных нормативных актов.

1988 год

Однако через три года распоряжением Совета Министров СССР от 27 декабря 1988 г. № 2599-р Институт был восстановлен как Всесоюзный научно-исследовательский центр по безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР. В состав Центра входили 8 отделов, его численность составляла около 120 человек. ВНИЦБД имел филиалы в Киеве и Кирове. ВНИЦБД, как и НИЛ-7, возглавлял полковник милиции, доктор юридических наук, профессор И.И. Веремеенко.

В этот период была пересмотрена концепция научной деятельности ВНИЦБД: основное внимание стало сосредоточиваться на научно-методическом обеспечении Госавтоинспекции, разработке и обновлении законодательной и нормативной базы, создании технических средств для ГАИ, проведении социологических исследований. Вновь возобновились регулярные издания научных трудов, пособий, методических рекомендаций для практических работников ГАИ. Большое внимание уделялось вопросам разработки комплексных схем организации движения в городах, подготовке новых правил проведения технических осмотров транспортных средств. Активизировались научные исследования и по некоторым новым направлениям, в частности начата работа по созданию общегосударственной информационно-поисковой системы Госавтоинспекции.

1991 год

Совместным приказом Госстандарта СССР и МВД СССР от 31 января 1991 г. № 29/15 на базе ВНИЦБД был создан технический комитет ТК-278 «Безопасность дорожного движения», в обязанности которого входила организация разработки проектов ГОСТов и представление их на утверждение в Госстандарт СССР.

После ликвидации в конце 1991 г. союзного Министерства внутренних дел прекратил свое существование и ВНИЦБД МВД СССР. В соответствии с приказом МВД России от 20.02.1992 г. № 51 в составе Главного управления ГАИ МВД России был создан Научно-исследовательский центр Госавтоинспекции (НИЦ ГАИ) МВД России. С этого времени начинается история науки в Госавтоинспекции новой России.

В состав НИЦ ГАИ вошли лаборатория нормативно-методического обеспечения деятельности ГАИ, лаборатория инженерно-технического обеспечения деятельности ГАИ, группа ученого секретаря, планирования и научно-технической информации, вспомогательные подразделения.

В НИЦ ГАИ из ВНИЦБД МВД СССР перешли многие квалифицированные научные сотрудники, хорошо знающие проблемы деятельности Госавтоинспекции. Центр был укреплен практическими работниками. Начальником НИЦ был назначен заместитель начальника ГУГАИ МВД России генерал-майор милиции, кандидат технических наук Ю.Н. Ольховников.

Сотрудники НИЦ ГАИ продолжали активно участвовать в разработке законодательных и других нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения. В эти годы в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в Закон РФ «О милиции», в другие федеральные законы неоднократно вносились изменения и дополнения, в подготовке которых принимали участие сотрудники НИЦ. Коллектив Центра был одним из основных разработчиков первых Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 и введенных в действие с 1 июля 1994 г., Федерального закона «О безопасности дорожного движения», принятого в 1995 г., и других документов.

Большой вклад был внесен НИЦ ГАИ и в совершенствование системы стандартизации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Совместно с Госстандартом России и другими ведомствами были разработаны ряд ГОСТов.

1996 год

По решению Госстандарта России с 1996 г. на базе НИЦ ГАИ стал работать Орган по сертификации технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений, материалов для разметки, аппаратуры для регулирования движения и т. д.), некоторых видов автомобилей, а также приборов контроля и надзора за движением.

1998 год

Приказом МВД России от 17 августа 1998 г. № 497 утверждена новая структура научного Центра (на правах института) и он получил новое название — Научно-исследовательский центр Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России. НИЦ ГИБДД возглавил генерал-майор милиции, доктор юридических наук, профессор А.Ю. Якимов. Он же по должности являлся заместителем начальника ГУГИБДД МВД России.

Сотрудники НИЦ ГИБДД приняли активное участие в решении новых задач, поставленных перед службой, и внесли весомый вклад в подготовку изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции», Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», в разработку нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, других законов, а также правительственных и ведомственных нормативных актов.

Специалисты НИЦ ГИБДД в рамках КВТ ЕЭК ООН участвовали в разработке поправок в Конвенции о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах 1968 г., дополняющие их Европейские соглашения 1971 г. и Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах.

Совместно с МЧС России и Минздравом России было разработано Примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Важное место в деятельности НИЦ ГИБДД занимали вопросы разработки, опытной эксплуатации, научно-технической экспертизы образцов техники в соответствии с современными требованиями. При участии специалистов Центра были созданы системы идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам (АПК «Поток» и «Сова-2»). Эти системы также могут быть использованы для фиксации нарушений правил дорожного движения.

Начиная с 2004 года в рамках проводимой в стране административной реформы были последовательно реализованы мероприятия по нормативному закреплению приоритета МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2004 год

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 927, обеспечение безопасности дорожного движения включено в число основных задач Министерства. Как следствие, на Министерство и, соответственно, Департамент ОБДД МВД России возложены новые задачи, связанные с выработкой государственной политики в этой области, разработкой и осуществлением мер по ее реализации, формированием федеральных целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения, нормативным правовым регулированием в установленной сфере деятельности.

В этой связи решением Министра (приказ МВД России от 03.12.2004 г. № 810) НИЦ ГИБДД МВД России преобразован в Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ БДД МВД России). Соответственно дополнены и уточнены цели и предмет деятельности Центра как головного научно-исследовательского учреждения МВД России по проведению и координации исследований по обеспечению безопасности дорожного движения с учетом расширения сферы деятельности Министерства в этой области. Начальником НИЦ БДД МВД России в декабре 2004 г. назначен полковник милиции, доктор технических наук, профессор В.Д. Кондратьев.

Центром была выполнена большая работа по подготовке материалов к заседанию президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения», которое было проведено в ноябре 2005 года под председательством Президента Российской Федерации, а также другим важным государственным мероприятиям в этой сфере.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации НИЦ БДД принимал самое активное участие в разработке (при участии МЧС России, Минздрава России, Минобрнауки России, Минтранса России, Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти), как Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», так и в разработке самой федеральной целевой программы.

После принятия Программы одним из важных направлений работы НИЦ БДД стало участие в мероприятиях, связанных с ее реализацией.

Коллектив НИЦ БДД принимает непосредственное участие в подготовке Государственных докладов о состоянии безопасности дорожного движения, представляемых в Правительство Российской Федерации.

Силами НИЦ БДД МВД России осуществлялась подготовка материалов для рассмотрения вопросов законодательного обеспечения безопасности дорожного движения на Парламентских слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на заседаниях Комиссий Правительства Российской Федерации и, прежде всего, Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и др. НИЦ БДД участвовал в разработке целого ряда федеральных законов, в том числе по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сотрудники НИЦ БДД постоянно обобщают и распространяют передовой опыт деятельности подразделений Госавтоинспекции и дорожной полиции зарубежных стран, НИЦ издает справочную литературу.

НИЦ БДД МВД России активно взаимодействует с Академией управления МВД России, ВНИИ МВД России, Московским университетом МВД России, Орловским юридическим институтом МВД России, Научно-производственным объединением «Специальная техника и связь» МВД России, институтами Российской академии наук, Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Московским государственным институтом электроники и автоматики (техническим университетом), Государственным научным центром ФГУП «НАМИ», НИИАТ и многими другими организациями. В процессе взаимодействия сотрудники Центра участвуют в подготовке инженерных и научных кадров для Госавтоинспекции, в проведении совместных научных исследований, в конференциях, форумах, выставках.

В Центре трудились и продолжают трудиться по сей день высококвалифицированные научные сотрудники, внесшие существенный вклад в разработку проблем обеспечения безопасности дорожного движения. Среди тех, кто в разные периоды работал в коллективе, более 100 человек защитили кандидатские и докторские диссертации по техническим, юридическим, экономическим, медицинским, философским, педагогическим, психологическим, физико-математическим наукам. Докторами наук стали: В.А. Варламов, А.П. Васильев, И.И. Веремеенко, Г.Я. Волошин, Р.И. Денисов, В.И. Жулев, В.Т. Капитанов, В.Д. Кондратьев, В.В. Лисин, С.П. Ломтев, И.Г. Маландин, Б.В. Россинский, П.П. Сельцовский, И.К. Шахриманьян, А.Ю. Якимов.

Ряд сотрудников избраны действительными членами и членами-корреспондентами Российской академии транспорта, Международной академии информатизации, Академии медико-технических наук России, Академии проблем качества России и других общественных организаций. Все это свидетельствует о признании заслуг НИЦ БДД научной общественностью страны.

с 2009 по н/вр

Для повышения эффективности научно-исследовательской деятельности по разработке актуальных проблем безопасности дорожного движения в различных уголках нашей необъятной страны, в частности в Сибири, в 2009 г. был создан Западно-Сибирский филиал Центра с дислокацией в г. Кемерово. Инициатором создания филиала выступил начальник УГИБДД ГУВД по Кемеровской области полковник милиции Ю.М. Мовшин при поддержке губернатора области А.Г. Тулеева. Идею создания филиала активно поддержали начальник Департамента ОБДД МВД России В.Н. Кирьянов, начальник НИЦ БДД МВД России В.Д. Кондратьев.

Десятилетия своей жизни посвятили развитию Госавтоинспекции ветераны НИЦ. Среди них были участники Великой Отечественной войны З.Т. Гаврилина, В.А. Аксенов, В.А. Астахов, И.Ф. Басов, Н.И. Кудряшов и В.Т. Новоселов; стоявшие у истоков науки в области обеспечения безопасности дорожного движения В.С. Асташов, М.Б. Афанасьев, В.Л. Будник, В.И. Жулев, Я.С. Репин и Ю.Д. Шелков; бывшие заместитель начальника ГУГАИ МВД СССР С.Н. Зайчиков и сотрудники главка М.И. Галахов, Е.Б. Лаврентьев, Б.И. Ляпунцов и В.Б. Филиппов.

Ветераны — живые хранители истории. Вот почему при их активном участии готовятся многие статьи, книги, брошюры, создаются музейные экспозиции, отражающие процесс развития службы и опыт работы прошлых лет. Примером этому может служить издание книги «Жизнь на переднем крае», посвященной памяти начальника ГУГАИ МВД СССР В.В. Лукьянова — основателя НИЛБД и ВНИИБД МВД СССР.

В своей международной деятельности Центр ориентирован на взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями иностранных государств, функционирующими в сфере безопасности дорожного движения. Центр участвует в разработке международных документов по проблемам дорожного движения. Так, в период с 2008 по 2014 г. при участии Центра подготовлены четыре резолюции Генеральной ассамблеи ООН по преодолению глобального кризиса в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Активный обмен профессиональным опытом с ведущими профильными международными организациями, реализация принципов междисциплинарного подхода к обсуждению актуальных тем организации дорожного движения создают условия для совершенствования профессиональных знаний сотрудников Центра, укрепления и расширения его статусных позиций в стране и за ее пределами.

Коллектив НИЦ БДД МВД России делает все возможное для оказания реальной помощи службе Госавтоинспекции в ее деятельности по повышению безопасности дорожного движения, сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё об автомобилях, дорогах и автотранпорте
Оставить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: