Сегодня исполняется 77 лет со дня образования Госавтоинспекции : Новости от ГИБДД

Датой образования Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 г., когда СНК СССР постановлением № 1182 утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции ГУРКМ НКВД СССР. В нем для выполнения поставленных задач ГАИ предоставлялись некоторые права, например, беспрепятственно посещать и обследовать автохозяйства, приостанавливать эксплуатацию неисправных автомобилей, налагать на нарушителей штрафы, лишать водителей права на управление транспортными средствами.

Регулированием уличного движения, надзором за соблюдением соответствующих правил и пропагандистской деятельностью продолжали заниматься ОРУДы (отделы регулирования уличным движением). Тем самым государство поручило милиции навести в области дорожного движения необходимый порядок, предоставив для этого весь спектр надзорных полномочий.

Если ОРУДы в городах создавались и финансировались местными властями, то ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счет средств госбюджета. Она включала центральный аппарат в лице Госавтоинспекции НКВД СССР (ее первым руководителем являлся В.Я. Рубинштейн) и территориальные подразделения во всех республиках, краях и областях страны.

В 1937-1939 гг. были проведены организационно-структурные мероприятия. Так, для обеспечения единого руководства городские ОРУДы передали в подчинение региональным аппаратам ГАИ. В связи со значительной долей ДТП, совершаемых на междугородних магистралях и дорогах курортных регионов, в ГАИ были организованы специализированные мобильные подразделения — отряды автодорожного надзора. Они несли службу на пикетах и маршрутах патрулирования. С 1939 г. регулировщики уличного движения стали применять жезл черно-белого цвета.

Начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула проблему обеспечения безопасности дорожного движения на второй план. Милиции, как и всей стране, пришлось перестраивать свою деятельность во имя укрепления экономической и оборонной мощи нашего государства.

Во многом благодаря хорошо налаженному учету транспортных средств, активным действиям работников ГАИ уже к 1 октября 1941 г. в Красную Армию направляется почти 40% автомобилей народного хозяйства. В несколько раз увеличился объем работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче удостоверений на право управления транспортными средствами. Тем самым деятельность ГАИ помогала обеспечить фронт и тыл непрерывным пополнением автотранспорта и водительскими кадрами.

Сотрудники подразделений ОРУД и дорожного надзора, несшие службу на улицах и дорогах, также с честью выполняли свой долг. Их функции не ограничивались надзором за дорожным движением. Во время бомбежек, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.

В 1945-1946 гг. из армии в народное хозяйство было передано большое количество автомобилей и мотоциклов, в том числе трофейных. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована необходимыми техническими средствами регулирования движения. Поэтому не случайно в эти годы ГАИ ГУРКМ НКВД (МВД) СССР были разработаны и Всесоюзным Комитетом Стандартов утверждены ГОСТы на дорожные знаки и номерные знаки транспортных средств. Они позволили упорядочить изготовление и установку этих знаков, произвести переучет всего автопарка страны.

В 50-е годы Госавтоинспекцией внедряются методы регулирования дорожного движения по принципу «зеленой волны» и «зеленой улицы», разрабатываются светофоры новой конструкции, впервые проводится декада безопасности дорожного движения (15-25 сентября 1958 г.). Автомобили и мотоциклы милиции стали иметь специальную окраску и оборудоваться ультракоротковолновыми радиостанциями и громкоговорящими установками. Впервые в территориальные подразделения были направлены брошюры, плакаты, кинофильмы по пропаганде правил уличного движения.

Временем больших перемен и мощного структурного строительства государства стали 60-е годы. В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. В следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР, на должность начальника Управления был назначен генерал-лейтенант милиции Валерий Витальевич Лукьянов.

Именно с его именем связано интенсивное развитие Госавтоинспекции, появился целый ряд подразделений – строевые подразделения ДПС, межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения и подразделения по организации дорожного движения.

За годы деятельности Валерия Витальевича Лукьянова на посту начальника Главного управления Государственной автомобильной инспекции МВД СССР система обеспечения безопасности дорожного движения претерпела коренные преобразования. МВД СССР утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции, а также первые единые по Советскому Союзу «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», где впервые в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. Было создано «Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции», впервые охватившее все стороны деятельности ГАИ.

В эти годы введены единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта. На всей территории СССР стали действовать единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров; методы учета дорожно-транспортных происшествий; порядок присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта.

Ведущую роль в эти годы приобретает работа с общественностью, особенно с самыми юными участниками дорожного движения. По инициативе Валерия Витальевича Лукьянова в 1973 году все детские общественные формирования, взаимодействующие с ГАИ, объединены в отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Спустя два года, в 1975 году, в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» в Краснодарском крае прошел Первый Всероссийский слет ЮИД, на котором встретились делегаты 72 регионов. А в 1978 году в г. Ростове-на-Дону состоялся Первый Всесоюзный слет ЮИД.

В 1976 году он стоял у истоков создания Орловской специальной средней школы милиции МВД СССР, — ныне Орловского юридического института МВД России. При его поддержке в кратчайшие сроки были решены проблемы комплектования научно-педаго¬ги¬ческих кадров, создания учебно-материальной базы учебного заведения.

В настоящее время Орловский юридический институт МВД России является базовым ВУЗом по подготовке сотрудников подразделений Госавтоинспекции. Поэтому не случайно, что почетное наименование – «имени В.В. Лукьянова» – было присвоено институту приказом Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева от 30 мая 2013 года № 310. Символично, что в этом году первый специализированный выпуск сотрудников ГИБДД совпал с присвоением институту имени В.В. Лукьянова.

Так постепенно происходило развитие службы. Однако начавшаяся вскоре широкая автомобилизация страны потребовала внесения качественных изменений в организацию и деятельность государственной инспекции.

Одним из первых крупных управленческих решений, призванных усилить борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте, явилось новое Положение о Госавтоинспекции МВД России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 354. Ее полномочиям в большей степени стал присущ контрольно-надзорный характер. ГАИ освободилась от таких прежних функций союзной инспекции, как регистрация учебных организаций по подготовке водителей автотранспортных средств, установка и эксплуатация технических средств регулирования дорожного движения, контроль качества обслуживания и ремонта автотранспортных средств на станциях технического обслуживания.

Был принят и другой важный документ — постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. № 228. Реализация положений этого документа позволила ГАИ решить острую проблему с обеспечением транспортных средств регистрационными знаками российского образца, начать производство более защищенных от подделок водительских и регистрационных документов.

Резкий рост автомобильного парка и темпов строительства дорог, обострение криминальной обстановки в сфере дорожного движения продиктовали необходимость укрупнения ДПС — создания новых полков, батальонов и рот. В конце десятилетия начали использоваться автоматизированные комплексы идентификации транспортных средств, такие, как «Поток» и «Сова». Они позволяют с 90-95% надежностью считывать регистрационные знаки на проезжающих автомобилях, сверять их с базами данных похищенного автотранспорта и транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП или не прошедших государственный технический осмотр.

С учетом современной оценки результатов работы, перспектив развития службы разработано и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, которая становится правопреемником ГАИ. Этим документом определены правовой статус и структура ГИБДД как специального органа, осуществляющего контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Права и обязанности инспекции приведены в соответствие с реальным содержанием ее работы, а также вновь принятым законодательством.

В первую очередь была изменена направленность надзорной деятельности, а именно — инспекторский состав ДПС переориентирован на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, широкое применение технических средств, позволяющих не только выявлять, но и документировать с помощью видео-фотоаппаратуры нарушения правил дорожного движения. Организовано систематическое изучение общественного мнения о деятельности Госавтоинспекции, проведение мероприятий информационно-пропагандистского характера, направленных на популяризацию вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.

В начале XXI века перед службой поставлена задача вы¬хода на более высокий уровень развития. Необходимость обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе стала рассматриваться как одна из острейших социально-экономических задач. С 2006 по 2012 годы в стране действовала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», которая была разработана на основе кропотливой аналитической работы ученых, экспертов, и которая, по существу, стала фундаментом всей работы в этом направлении.

На федеральном уровне к решению проблем безопасности движения сегодня привлечено более 40 органов государственной власти. В относительно короткие сроки сформированы новые контуры государственной системы обеспечения безопасности движения. Благодаря такому программно-целевому, комплексному подходу за 7 лет удалось сохранить тысячи человеческих жизней, спасти сотни детей.

Основной акцент работы сегодня перенесен в субъекты Российской Федерации. Реализуются региональные программы по безопасности движения. В субъектах создаются центры видеофиксации нарушений, внедряются технические средства контроля за дорожным движением, в крупных городах строятся пешеходные переходы, модернизируются светофорные объекты.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения получают растущее звучание на международной арене, прежде всего в ООН. В ноябре 2009 года в Москве состоялось знаковое событие – «Первая Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: Время действовать!», на которую были приглашены специалисты, эксперты, представители общественных организаций из 150 стран.

По инициативе России Генеральная Ассамблея ООН в марте 2010 года приняла резолюцию, в которой провозгласила период 2011 – 2020 годов «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Россия вошла в число стран-лидеров по темпам сокращения смертности на дорогах.

Вместе с тем, дорожно-транспортный травматизм продолжает оставаться одной из острых социально-экономических и демографических проблем, представляющих угрозу национальной безопасности страны. Поэтому в апреле 2010 г. по поручению руководства страны была разработана новая программа по повышению безопасности дорожного движения на период с 2013 по 2020 гг. По сути, она станет национальной стратегией в данной области.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё об автомобилях, дорогах и автотранпорте
Оставить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: