Руководитель российской Госавтоинспекции дал интервью корреспонденту еженедельника «Аргументы и Факты» : Новости от ГИБДД

Глава Госавтоинспекции: «Задачи штрафовать всех подряд нет»

О том, какой должна быть скорость в городах, надо ли штрафовать за грязные номера и что делать с 50%-ной скидкой за штраф, рассказал «АиФ» начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Кто убивает детей?

АиФ: Михаил Юрьевич, основная задача, которую поставило перед вами руководство страны, – снижение смертности на дорогах. Удаётся?

Михаил Черников: Россия – одна из немногих стран, которой это удаётся. За последние 5 лет мы добились снижения смертности на 32%. И это при том, что за этот период количество машин на территории РФ увеличилось на 20% – уже зарегистрировано более 55 млн транспортных средств. Посмотрите на статистику 2018 г.: за 11 месяцев на дорогах погибло на 5% меньше людей, чем в 2017-м. А это более 1000 жизней!

АиФ: Из-за чего столько ДТП? Может, дело в нашей извечной беде – качестве дорог?

Михаил Черников: По данным статистики, 85% ДТП у нас происходит по вине водителей транспорт­ных средств. Среди основных причин остаётся выезд на полосу встречного движения, в результате которого смертельные травмы получает каждый четвёртый погибший участник дорожного движения. Каждый девятый погибает из-за нарушения правил расположения транспортных средств на проезжей части, а каждый двенадцатый – из-за несоответствия скорости конкретным условиям.

Изменить эту ситуацию призваны основные стратегические документы в области дорожной безопасности, утверждённые руководством страны в прошлом году. Я имею в виду Стратегию безопасности дорожного движения в РФ и федеральный проект «Без­опасность дорожного движения», который стал частью национального проекта «Без­опасные и качественные автомобильные дороги». В рамках реализации этих документов нам прежде всего предстоит создать условия для комфортного и безопасного движения по дорогам: разделить транспортные потоки, обеспечить безопасное передвижение пешеходов, создать места для отдыха водителей на трассах. Потому что зачастую в ДТП виноваты водители, которые из-за долгого нахождения в дороге начинают засыпать за рулём. Кстати, мы сегодня работаем над тем, чтобы в местах наших бывших стационарных постов появились модернизированные доступные островки без­опасности, где водители могли бы получить как медицинскую, так и правоохранительную помощь.

АиФ: Дети – одни из самых незащищённых на дороге. Неужели даже автокресла не спасают?

Михаил Черников: К сожалению, да. Свыше 600 детей погибли в авариях в 2018 г.! Это страшные цифры. Поэтому мы должны в первую очередь думать о том, как сохранять их жизни. Более 60% детей мы, взрослые, убиваем в машинах. И автокресла здесь не панацея. Да, в большинстве случаев они помогают уменьшить тяжесть последствий ДТП, но главное всё-таки – чтобы взрослые, которые садятся за руль, понимали, кого везут, и были предельно аккуратны. Как можно лихачить, обгонять, когда у тебя за спиной твой ребёнок?! Даже если очень спешишь, цена каких-то 5 минут – детская жизнь. Посмотрите на статистику со школьными автобусами – ни одного трагического случая за последнее время. Потому что за рулём профессионалы. Но почему чужой дядя умеет сохранять детские жизни, а родные папа или мама спешат и не думают о безопасности?! Вот о чём надо говорить.

Менять ПДД раз в год

АиФ: В прошлом году звучало много идей, как изменить и дополнить ПДД. Может, хватит постоянно что-то менять, а лучше добиваться выполнения существующих правил?

Михаил Черников: Конечно, постоянные поправки в ПДД приводят к тому, что сегодня граждане недостаточно глубоко погружаются в те или иные изменения. Понятно, что авторы изменений в большинстве случаев хотят скорректировать существующие правила, чтобы создать условия для безопасного движения на дорогах. Мы с коллегами предлагаем вспомнить старую практику, когда функционировала межведомственная рабочая группа, аккумулировавшая все предложения. И не более чем раз в год, а может, и реже, принимать такие изменения пакетом. Я думаю, уже в первом квартале 2019 г. мы рассмотрим это предложение на Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. И если удастся реализовать такую схему, не будет больше не только хаотичных поправок в ПДД, но и всяких информационных вбросов, когда народ баламутят придуманными идеями вроде той, что водителям надо при замене прав раз в 10 лет пересдавать экзамены.

АиФ: Как относитесь к идее отказаться от 50%-ной скидки за уплату штрафа в течение 20 дней?

Михаил Черников: Если говорить об эффективности системы оплаты штрафов с 50%-ной скидкой, то этот льготный период весьма комфортен для граждан, и я не думаю, что каким-то образом необходимо его корректировать. При этом я хочу подчеркнуть, что у нас нет задачи собрать как можно больше штрафов. Скорее, надо задуматься о размерах штрафов за конкретные нарушения. Наша задача не деньги собирать, а предупреждать нарушения. 

Эта система является одной из действенных мер, способст­вующей реализации принципа неотвратимости наказания. По итогам 11 месяцев 2018 г. сотрудниками ГИБДД вынесено 122,2 млн постановлений о наложении штрафов, из которых 119,7 млн могли быть уплачены со скидкой. В половинном размере было уплачено 78,7 млн, или 65,7% штрафов.

АиФ: А правда, что правило «+20 км/ч без штрафа» будет отменено и этот порог снизят до 10 км/ч?

Михаил Черников: К сожалению, сегодня количество штрафов за превышение скорости от 20 до 40 км/ч растёт. Уже создался такой стереотип, что это плата за более скоростное передвижение. Но ограничение в 60 км/ч появилось неслучайно. Доказано, что, если пешехода сбивает машина на скорости 59 км/ч, у него есть шанс выжить. Если машина будет ехать 70, а тем более 80 км/ч – шанса практически нет.  

МВД и Минтранс России до 1 марта должны представить предложения по внесению изменений в КоАП РФ в части установления административной ответственности за превышение скорости на 10–20 км/ч. Существующая ситуация, когда водители выбирают скорость по принципу «знак +20 км/ч», в корне неправильная. Однако, прежде чем менять норму закона, необходимо провести предметную ревизию улично-дорожной сети. Надо понять, насколько на той или иной улице ограничение скорости выверено. Хотя, если брать зарубежный опыт, такие большие люфты там отсутствуют. В Европе максимум превышение 5–6 км/ч не администрируется, а дальше – штрафы и гораздо выше наших. Но нам надо внимательно смотреть. Возможно, где-то, наоборот, надо увеличить максимальную разрешённую скорость: когда 4 полосы и более с разделением транспортных потоков, а стоит ограничение 60 км/ч –это абсурдно. 

Кто в ответе за нечищеные дороги?

АиФ: Камер фото- и видеофиксации на дорогах всё больше, инспекторы реже лично выписывают штрафы. Соответственно, и коррупции стало меньше?

Михаил Черников: Такие факты, увы, ещё есть. Сегодня весь наш патрульный транспорт оснащён системами видеорегистрации, но мы стараемся максимально обеспечить сотрудников, несущих службу, ещё и носимыми видеорегистраторами, которые фиксируют непосредственное общение инспекторов с гражданами.

Хочу отдать должное и нашим гражданам, которые предоставляют информацию, видео- и аудиозаписи, связанные с коррупцией сотрудников. Мы по ним проводим проверки и, конечно, принимаем самые жёсткие меры. Инспектор должен понимать, что он полностью подконтролен. И он приходит на работу в первую очередь для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей на дороге. Нами регулярно проводятся мероприятия по выявлению и ликвидации так называемых дорожных ловушек, то есть когда существующая организация дорожного движения искусственно создаёт условия для совершения водителями нарушений ПДД. Ещё раз обращаем внимание, что задач по выявлению сотрудниками ДПС конкретного числа административных правонарушений, а также оценки их деятельности по количеству привлечённых к ответственности в МВД России не ставится. При поступлении информации о применении «палочной системы» мы жёстко реагируем.

АиФ: Зимой больше нарушений, связанных с погодой. Но справедливы ли штрафы, например, за нечитаемые грязные номера?

Михаил Черников: В целом, если правонарушение может быть устранено на месте, водителя к админист­ративной ответственности не привлекают. Другое дело, когда речь идёт об умышленном загрязнении. Сегодня продаются специальные средства – «грязь» называется. Ею намеренно замазывают часть номера, чтобы избежать ответственности за автоматическую фиксацию нарушения. Когда такие факты выявляют, водитель привлекается к ответственности. Но сегодня мы видим, что происходит на наших дорогах в условиях выпадения интенсивных осадков, и, если каждому водителю принципиально задавать вопросы по чистым номерам, можно полстраны лишить прав. Всё должно быть объективно! Ещё раз повторю: у нас нет задачи штрафовать всех подряд – ни в автоматической фиксации, ни в ручном регулировании дорожного движения.

АиФ: Кстати, на днях в Челябинске ГИБДД возбудила административное дело за некачественную уборку снега на дороге, что привело к аварийной ситуации. Это обычная практика или пока только челябинским коммунальщикам не повезло? Какое наказание им грозит?

Михаил Черников: Это не исключение, а обычная практика. Госавтоинспекция следит за ситуацией на дорогах, и, если из-за некачественной уборки снега возникает аварийная ситуация, это отражается на трафике, мы предупреждаем об этом мест­ную администрацию. В случае, когда подрядная организация, отвечающая за зимнее содержание улично-дорожной сети, не устраняет замечания, возбуждается административное дело. Штрафы по этим составам доходят до 300 тыс. руб.

Арест для «золотой молодёжи»

АиФ: Наконец-то будет повышена ответственность за повторную езду без прав. Как станут наказывать всю эту «золотую молодёжь», которая продолжает гонять по городу даже после того, как отобрали права?

Михаил Черников: В октябре МВД России в инициативном порядке приступило к разработке поправок в КоАП РФ в части повышения ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления. Сегодня санкции за это – штраф от 5 до 15 тыс. руб. Практика показывает, что установленных санкций недостаточно. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи, получившие широкий резонанс, когда за рулём задерживались либо становились участниками ДТП злостные нарушители ПДД, которыми санкция в виде штрафа фактически не воспринимается как наказание. Сейчас предлагается установить штраф от 20 до 30 тыс. руб. либо применять административный арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов.

АиФ: Опытные водители с опаской относятся не только к лихачам, но и к новичкам на дороге. Будет ли усилен контроль за качеством подготовки в автошколах?

Михаил Черников: По итогам заседания Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения в настоящее время нами прорабатываются вопросы в части наделения МВД России дополнительными полномочиями по контролю за автошколами в пределах своей компетенции.

Еженедельник «Аргументы и Факты»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё об автомобилях, дорогах и автотранпорте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: