Из интервью прошлых лет… : Новости от ГИБДД

Из воспоминаний начальника ГУГАИ МВД СССР В.В. Лукьянова, стоявшего у истоков ВНИИБД МВД СССР

Уместно сказать несколько слов о научной базе, в которой с первых дней реорганизации так нуждалась наша служба. Хвалиться неудобно, однако и здесь пришлось приложить руку, выступив в роли ходатая. На мою просьбу о создании соответствующего НИИ в МВД ответили, что пытаться не стоит. Дает разрешение и средства на это непосредственно Комитет по науке и технике при Совете министров СССР. А что я теряю? Запасся соответствующей бумагой и пошел прямо к одному из руководителей этого комитета — академику Джермену Михайловичу Гвишиани. Рассказал о наших болячках. «Институт, — говорит, — сразу сделать не могу, а вот лабораторию научно-исследовательскую обещаю». Тепло поговорили, но если честно, не поверил я, что сделает. А буквально через несколько дней решение о создании лаборатории было принято: сначала при ВНИИ МВД (это было в 1968 году), потом в качестве самостоятельной в 1972-м, а в 1974 году был уже ВНИИБД.

Что сказать о нашей научной базе? Институт принес службе ГАИ несомненную пользу. Однако после моей вынужденной отставки, когда с приходом нового министра заменяли все прежние кадры, институт попросту прикрыли. Случилось это в 1985 году. ГАИ лишилась своей научной базы.

В.И. Жулев, доктор юридических наук, профессор,

первый начальник ВНИИБД МВД СССР (1974-1984)

В 1965 году уже с готовой кандидатской диссертацией я перешел во ВНИИ МООП РСФСР (с 1969 года — ВНИИ МВД СССР). Возглавлял институт Ю.В. Солопанов, а крохотный отдел безопасности дорожного движения — Б.Г. Чернышев. В то время я был первым и единственным юристом в этой области науки, где были в основном технари. Вскоре после воссоздания союзного министерства институт был расширен, а на базе отдела создана Научно-исследовательская лаборатория проблем безопасности дорожного движения, во главе которой встал приглашенный из Саратова профессор, доктор наук И.Г. Маландин. Я был назначен начальником отдела правовых исследований.

В 1972 году по инициативе В.В. Лукьянова проблемная лаборатория отпочковалась от ВНИИ и стала самостоятельной научно-исследовательской лабораторией безопасности дорожного движения МВД СССР, на базе которой в 1974 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения МВД СССР.

Прежде всего сам факт создания ВНИИБД означал, что проблема безопасности дорожного движения вызвала широкий резонанс и привлекла внимание руководителей партии (тогда в стране была одна партия — КПСС), правительства и общественности. ВНИИБД был определен Комитетом по науке и технике в качестве головного научного учреждения по данной проблеме. В результате мы оживили около 40 научных и учебных заведений, где исследовались вопросы безопасности дорожного движения.

В то время важно было сосредоточить внимание на основном звене триады «человек — автомобиль — дорога» — на водителе. К тому времени ГАИ расширила свои функции по организации движения, контролю за дорогами и транспортными средствами вплоть до контроля за конструкцией автомобилей, проектированием, строительством и реконструкцией дорог, изготовлением и эксплуатацией средств регулирования движения, дорожных знаков и т.д. Открылся широкий простор для научных разработок. Необходимо было и координировать деятельность уже существовавших научных учреждений, таких как НИИАТ, НАМИ, МАДИ, привлекать к работе специалистов других направлений.

Одна из самых больших, на мой взгляд, заслуг ВНИИБД — разработка предложений по применению ремней безопасности. Впервые мы не только сумели привлечь внимание к пассивным средствам безопасности, но довели этот процесс до непосредственного внедрения с обязательным применением. Также впервые в то время улицы наших городов получили разметку, были опробованы первые автоматизированные системы регулирования. Научные исследования института охватывали широкий спектр проблем обеспечения безопасности дорожного движения. Наши рекомендации использовались при подготовке ГОСТов, правил дорожного движения, медицинских требований к водителям.

Требовала упорядочения нормативная база. В связи с этим мы принимали активное участие в подготовке разного рода нормативных документов Правительства и МВД. Разработка общесоюзных Правил дорожного движения, государственных стандартов на разметку улиц и дорог, на средства регулирования, на номерные знаки и целый ряд других работ внесли качественные изменения в организацию дорожного движения.

В 1974-1985 гг. Институт разработал около 150 нормативных и методических документов, серию государственных стандартов. Все это стало основой нормативного регулирования в сфере дорожного движения и сыграло важную роль в становлении государственной системы обеспечения его безопасности в стране. Изданное в 1974 г.

Большой удельный вес в работах ВНИИБД имело изучение причин и условий возникновения ДТП. Разрабатывались математические методы многофакторного анализа статистических данных о ДТП, которые позволяли выявлять возможности снижения количества ДТП и вырабатывать конкретные практические рекомендации.

За 1974-1975 годы усилиями сотрудников ВНИИБД создано более 50 образцов технических средств, используемых в деятельности ГАИ, разработано около 150 нормативных и методических документов, включая Правила дорожного движения, и более 20 государственных стандартов на технические средства организации дорожного движения и требования безопасности к транспортным средствам.

ВНИИБД активно взаимодействовал с зарубежными научными учреждениями по различным вопросам безопасности дорожного движения, его специалисты участвовали в работе международных организаций в рамках ЕЭК ООН и СЭВ. Плодотворные двусторонние контакты установились с соответствующими научными подразделениями США, Болгарии, Германии, Польши, Финляндии, Франции и ряда других стран.

Г.Я. Волошин, начальник ВНИИБД МВД СССР в 1984-1985 годах

Огромное значение имело создание во ВНИИБД своего вычислительного центра — первого в системе научных учреждений МВД СССР. Центр позволил поставить на качественно новый уровень работу по анализу причин аварийности и выявлению факторов, на нее влияющих, — это первая достигнутая цель. Вторая — работа, связанная с организацией дорожного движения. Мы разработали современные для того времени, конечно, математические модели транспортных потоков, что позволило существенно улучшить организацию дорожного движения в городах. Надежды, возлагаемые на вычислительный центр, оправдались.

В то же время были начаты работы по созданию АИПС ГАИ, получившие дальнейшее развитие в последующие годы.

Наконец, удалось создать слаженный коллектив ученых различного профиля, понимающих важность решения проблемы безопасности дорожного движения и обеспечивших широкий фронт комплексных разработок и рост научного потенциала института.

И.И. Веремеенко, доктор юридических наук, профессор,

полковник милиции, возглавлял НИЛ-7 ВНИИ и ВНИЦБД (1985-1991 г.)

После того как было принято решение о восстановлении института, встала острая проблема — кадры. Я видел свою задачу в том, чтобы восстановить кадровый потенциал института, причем укомплектовать его специалистами различного профиля, поскольку институт комплексный. И, безусловно, перспектива требовала в самом институте готовить специалистов высшей категории именно такого комплексного профиля, вплоть до доктора наук. Однако решить ее в те годы, к сожалению, не удалось.

Ю.Н. Ольховников, генерал-майор милиции,

начальник НИЦ ГАИ МВД России с 1992 по 1998 г.

При участии научных сотрудников была разработана и принята правовая база обеспечения безопасности дорожного движения, которая впервые вышла на новый, теперь правительственный уровень. До этого все нормативные акты выпускались МВД.

Наряду с рядом задач законодательного характера в тот период была решена главная, на мой взгляд, задача — создание в Российской Федерации автоматизированной системы АИПС «Розыск». ГАИ тем самым стала единственной службой в системе МВД, которая обрела мощную разветвленную сеть, увязанную в единую систему. Установление и получение информации конкретным сотрудником на дороге стало занимать от 1,5 до 5 минут максимум. Появилась реальная возможность по отдельным реквизитам транспортного средства получить полную информацию о нем. Решая задачу повышения эффективности розыска, мы осуществили и другую. Система несла в себе еще и превентивный, предупредительный характер, сокращая число преступлений, связанных с хищениями и угонами транспорта. И если в 1992 г. таких преступлений было около 186 тысяч, то к 1998 г. их число сократилось до 82 тысяч.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё об автомобилях, дорогах и автотранпорте
Оставить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: