ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

Ежегодно 20 000 человек умирают на дорогах в России, но вы можете снизить шансы оказаться среди них, если выберете правильный автомобиль. И при выборе нужно смотреть не на подушки безопасности, а на систему стабилизации ESP. Подушки не спасают жизни так часто, как многие думают. ESP гораздо важнее, это самая полезная функция автомобиля.

Что может быть без ESP?

Сегодня я на примере реальных аварий и статистики аварий объясню, почему эта система так важна https://www.youtube.com/watch?v=sR58sTp72R4 В этой ужасной аварии в Архангельской области серьезно пострадала вся семья пострадавший. 31-летний водитель скончался мгновенно, его сын умер в больнице, а его жена и 6-летняя дочь получили серьезные травмы.

Причина аварии — занос на скользкой зимней дороге.

завелась безвредно, машина немного начала раскачиваться, но водитель не мог ее выключить, полностью не справился с управлением и улетел под встречный грузовик. Водителю приходилось удерживать машину, и, если он не был уверен в своих силах, он должен был ехать медленнее. Но это в теории, а на практике не все так просто. Водитель ехал со скоростью 80 км / ч. Это нормальная скорость для проселочной дороги, и требуется специальная подготовка, чтобы гасить пробуксовку, которой у нормального человека нет. Так что это случайность, а не ошибка водителя.

В такой ситуации даже большинство автомобилистов не смогут удержать машину.

Поэтому нужно полагаться не только на себя, но и выбирать безопасные автомобили. Если бы семья из Архангельской области управляла автомобилем с ESP, это спасло бы им жизнь https://www.youtube.com/watch?v=xf4H3locvB4&t=5s

Когда возникает занос?

Водитель из Архангельской области, скорее всего, попал в снежную кашу или наехал на небольшую кочку, но машина также может заносить из-за резкого движения руля или из-за слишком высокой скорости при прохождении поворотов.

Для ESP причина не важна, помогает при любом заносе.

Давайте рассмотрим пример того, как работает эта система. Допустим, перед машиной внезапно возникло препятствие, водитель резко поворачивает руль влево, но из-за большой скорости машина не слушается и продолжает по инерции лететь прямо. С научной точки зрения это называется «недостаточная поворачиваемость». В этом случае в работу включается система стабилизации. Его датчики обнаруживают, что фактический угол поворота автомобиля не совпадает с углом поворота. Это означает, что обнаружен дрейф. Таким образом, система тормозит левое заднее колесо, чтобы ехать туда, куда водитель хочет. Это происходит за доли секунды. Но обычно проблемы на этом не заканчиваются. После столь резкого маневра он, скорее всего, начнет подметать заднюю часть машины. Такая ситуация называется «избыточной поворачиваемостью». И здесь тоже помогает система стабилизации. Он видит, что руль прямой, а кузов поворачивается. В этом случае он притормаживает левое переднее колесо, и автомобиль выравнивается, ESP гасит занос в первый момент, и водитель может его совсем не чувствовать, но система всегда сигнализирует о своей работе с помощью сигнальной лампы на приборной панели. Так, если бы на семейном автомобиле из Архангельской области стояла ESP, водитель бы только увидел мигающую лампочку, проехал и забыл о ней через 3 минуты https://www.youtube.com/watch?v=5rqFUu1eO — g & t = 4s А на этом видео другая семья водила машину без ESP. Очень небольшой занос, в котором ESP можно было бы легко справиться, привел к ужасной трагедии. В этой машине были бабушка, дедушка и их внучка. Все они погибли https://www.youtube.com/watch?v=g_BYmsFC5Co&t=3s

Среди водителей существует миф о том, что система стабилизации бесполезна или даже вредна, что она вмешивается в неподходящие моменты и что было бы безопаснее, если бы все управление оставалось за водителем. Но это не так. ESP намного лучше. Помимо того, что он просто реагирует быстрее и точнее, он может тормозить отдельные колеса.

Такой инструмент просто недоступен водителю. Поэтому каким бы профессиональным он ни был, он не сможет действовать столь же эффективно.

Что лучше, ESP или подушки?

Когда речь заходит о безопасности в автомобиле, на ум обычно приходят подушки безопасности. Но в обоих случаях, которые я показал ранее, подушки были, но они не помогли. Их вклад в спасение жизней не так велик, как многие думают. Система стабилизации гораздо важнее. Сейчас я попробую доказать это цифрами. Давайте сначала взглянем на подушку безопасности. Его эффективность зависит от того, пристегнут ли водитель ремнем безопасности. Если водитель не пристегнут ремнем безопасности и едет в автомобиле без подушки безопасности, он получает дополнительные 0 процентов безопасности.

Но если закрепить его даже в одиночку, безопасность увеличится на 45%, то есть почти вдвое.

Теперь посмотрим, что изменится, если появится передняя подушка. Когда водитель не использует подушку безопасности, безопасность повышается на 15%, а когда ремень безопасности пристегнут, комбинация ремня безопасности и подушки безопасности вместе дает 53%. Из этих цифр можно сделать два вывода.

  1. Прежде всего, вы всегда должны пристегивать ремень, он обеспечивает высочайший уровень защиты.
  2. Во-вторых, подушка безопасности не так уж и важна. Пристегиваться в машине без подушек в 3 раза безопаснее, чем ехать с подушкой, но не пристегнутой. Собственный вклад подушки невелик, она дает водителю на сиденье только на 8 процентов больше. Сравните это с эффективностью ремня безопасности.

Теперь посмотрим на статистику по системе стабилизации.

Для обычного легкового автомобиля ESP снижает общий риск смерти на 15%, в то время как риск фатального заноса снижается на 35%, а риск фатального опрокидывания — на 70%.

Для кроссоверов еще важнее система стабилизации. Их центр тяжести выше, чем у легковых автомобилей, поэтому они менее устойчивы и более склонны к заносу. ESP снижает общий риск смерти в кроссовере на 30%, риск фатального заноса на 60% и фатального опрокидывания на 85%. Также стоит учесть, что это западная статистика, а не российская. Она встречалась в странах, где нет зим, как Россия https://www.youtube.com/watch?v=WVAqhADxWJ0

На наших зимних дорогах вероятность заноса намного выше, поэтому в российских условиях все эти цифры значительно увеличиваются и система стабилизации становится намного нужнее.

В итоге получается, что для запряженного водителя даже в легковом автомобиле ESP это как минимум вдвое эффективнее, чем передняя подушка безопасности. А для кроссовера это как минимум в 4 раза эффективнее, при этом нужно помнить, что ремень и подушка безопасности — это пассивная безопасность. Они не предотвращают несчастный случай, а только уменьшают последствия. Во многих случаях они спасут жизни, но машину придется сдать в слом или дорого отремонтировать. А ESP — это активная безопасность, ее задача — вообще предотвратить аварию. Таким образом, это не только спасает вам жизнь, но и экономит много денег https://www.youtube.com/watch?v=-P2W5a9qI5w

Так что ESP — это не только полезная опция, но и одна из самых важных систем.

Его влияние настолько велико, что, если для вас важна ваша безопасность, вам точно не стоит водить машину без ESP. Так же, как при посадке в машину, вам нужно без промедления пристегнуть ремень безопасности, поэтому при выборе автомобиля следует рассматривать только варианты с ESP. https://www.youtube.com/watch?v=Tl1vXhhRbTk

На каких машинах есть ESP?

К сожалению, в России такая система не всегда устанавливается даже на новые автомобили. Пострадавшая семья из Архангельской области ехала не на старых «Жигулях», а на достаточно новом китайском кроссовере Lifan X60, но, к сожалению, в этой машине нет даже ESP в самой дорогой комплектации. Вторая семья врезалась в KIA Sportage. Все новые автомобили этой модели уже оснащены ESP, но автомобили прошлых лет комплектовались ею выборочно. В западных странах производители обязаны устанавливать ESP на все новые автомобили во всех комплектациях.

В Канаде это правило действует с 2011 года, в США с 2012 года, в Австралии с 2013 года, а в Евросоюзе с 2014 года. Россия все еще отстает, установка ESP для нас не является обязательной.

Этот закон существует только для системы ABS, которая помогает тормозить. С 2016 года все новые автомобили в РФ должны иметь АБС во всех комплектациях, а наличие ESP зависит от производителя. Вот 15 самых продаваемых моделей в России. В 9 из них все автомобили оснащены ESP во всех комплектациях. То есть все-таки большинство новых машин в России продаются с ESP, но есть поздние марки.

Прежде всего, это Лада. Например, на Лада 4х4 вообще не устанавливается ESP.

За этим названием скрывается советская Нива, которая продается уже 40 лет без существенных изменений дизайна. Неудивительно, что на нем нет ESP. Также на Lada Largus вообще нет ESP, а на Lada Granta только более дорогая комплектация. В защиту АвтоВАЗа можно сказать, что без ESP продаются только подставшие модели. Новые Lada Vesta и Lada XRAY полностью оснащены этой системой. Volkswagen Polo отстает от иномарок, у него ESP только в самой дорогой комплектации. Да и бюджет Renault ESP идет не сразу, а может быть установлен за дополнительную плату.

В Дастере он стоит 16000 рублей, в Сандеро 18000 рублей.

Как видите, сейчас нет проблем с покупкой машины с ESP. Данная система доступна для автомобилей любого класса, большинство новых автомобилей ею оснащено, где-то есть варианты ее предоставления за дополнительную плату. 15-20 тысяч — это не те деньги, на которые в данном случае стоит экономить. Они отреагируют, даже если система спасет вас от небольшой аварии, не говоря уже о серьезных или смертельных случаях. На вторичном рынке, конечно, иная ситуация. В предыдущие годы этой системой было оснащено меньше автомобилей, но при правильном подходе нетрудно найти машину с ESP https://www.youtube.com/watch?v=lITNpiJpOiE С 2000-х годов она уже был на многих иномарках, по крайней мере, в богатой комплектации, так что найти такую ​​машину где-то можно с 300 000 рублей опций с ESP становится много.

Также для подержанных автомобилей богатство комплектации мало влияет на цену, поэтому вы можете найти машину в хорошей комплектации с ESP и даже не переплатить.

И если ваш бюджет очень ограничен, купите машину хотя бы с АБС. Эта система помогает сохранять управляемость при торможении и значительно повышает безопасность. Многие старые иномарки с такой системой уже фигурируют при бюджете в 150 000 рублей.

Как правильно называть систему стабилизации?

В России систему стабилизации принято называть «ESP», но это не совсем правильно. Официально такие системы правильно называют «Электронный контроль устойчивости». Это обычное имя в мире.

Сокращенно ECU или ESC.

Такие системы обычно разрабатывают не сами производители автомобилей, а сторонние компании, такие как Hitachi, Bosch, Fujitsu. ESP — это просто торговая марка, под которой Bosch продает свою систему. Ее начали устанавливать на Mercedes в 1995 году. Тогда это было новинкой и оказалось, что российские автовладельцы впервые увидели такую ​​систему под маркой ESP и привыкли так называть все системы этого типа. Точно так же копировальный аппарат стал называться «ксерокс», хотя копировальный аппарат — это всего лишь название производителя.

Так что в целом такие системы правильно называть не-ESP, но ESC и конкретные реализации разных брендов называются по-разному.

Хотя название ESP все еще преобладает, многие машины называют эту систему по-другому. Но это не так важно, главное понимать, что все эти системы стабилизации, системы курсовой устойчивости, все эти многочисленные сокращения — одно и то же. Кроме того, некоторые производители теперь называют эту систему «ESC» в своих новых машинах, что означает, что они начали использовать общий термин, а не конкретную марку. Так что, возможно, путаница скоро пройдет, и останется только одно имя.

Что делать при заносе на машине с ESP?

На автомобиле с ESP нет необходимости использовать классические методы устранения заноса, такие как поворот рулевого колеса в направлении, противоположном заносу. Это не только не поможет, но и усугубит ситуацию. Идея ESP заключается в том, что она пытается смягчить скольжение и вести машину, куда бы ни повернули рулевое колесо.

Поэтому не крутите колесо, так как вы обманете систему.

Направьте его туда, куда вам действительно нужно.

Работает ли ESP на большой скорости?

ESP работает на всех скоростях.

То, что он перестает работать после определенного порога, — миф.

Другое дело, что при заносе на большой скорости ей сложнее поддерживать машину и может не спасать. Выводы ESP — одна из самых важных систем в автомобиле. Если для вас важна безопасность, покупайте автомобили только с ней. Это не только снижает риск смерти, но и позволяет сэкономить много денег, предотвращая небольшие и средние несчастные случаи. Если вас спросят, какую машину купить, я рекомендую покупать в ESP. Но не забывайте, что эта система только снижает вероятность аварии, но не устраняет ее полностью. Независимо от того, есть ESP или нет, у автомобиля должны быть хорошие шины, а скорость должна соответствовать тому времени. В последние годы появились еще более совершенные системы. Теперь автомобили могут тормозить автоматически, самостоятельно контролировать полосу движения или даже полностью контролировать ситуацию в режиме автопилота. Но пока это доступно для немногих, так что покупайте машины как минимум с ESP.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё об автомобилях, дорогах и автотранпорте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: