ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?


ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?Каждый год на дорогах в России погибает по 20 000 человек, но можно уменьшить шансы оказаться в их числе, если правильно выбрать машину. И при выборе смотреть нужно не на подушки безопасности, а на систему стабилизации ESP. Подушки спасают жизни не так часто, как многие думают. ESP гораздо важнее, это самая полезная функция в машине.

Что может быть без ESP?

Сегодня я на примере реальных аварий и статистики ДТП объясню, почему эта система так важна.

В этом страшном ДТП в Архангельской области тяжело пострадала целая семья. 31-летний водитель погиб на месте, его маленький сын умер в больнице, а супруга и 6-летняя дочь получили серьезные травмы.

Причина этой аварии – занос на скользкой зимней дороге.

Он начался безобидно, машину совсем чуть-чуть начало раскачивать, но водитель не смог его погасить, полностью потерял контроль над машиной и улетел под встречную фуру. Водитель был обязан удержать машину, а если не уверен в своих навыках, должен был ехать медленнее. Но это в теории, а на практике все не так просто. Водитель ехал 80 км/ч. Это адекватная скорость для загородной дороги, а чтобы погасить занос, нужна специальная подготовка, которой нет у обычного человека. Так что это авария, скорее несчастный случай, чем грубая ошибка водителя.

Оказавшись в такой ситуации, большинство автомобилистов также не удержали бы машину.

Поэтому нужно надеяться не только на себя, но и выбирать безопасные автомобили. Если бы семья из Архангельской области ехала на машине с ESP, это спасло бы им жизни.

Когда возникает занос?

Водитель из Архангельской области, скорее всего, зацепил снежную кашу или наехал на небольшую кочку, но так же машину может занести из-за резкого движения рулем или из-за слишком высокой скорости на повороте.

Для ESP причина неважна, она помогает при любом заносе.

Давайте рассмотрим на примере, как эта система работает. Допустим, перед машиной неожиданно возникло препятствие, водитель резко поворачивает руль влево, но из-за высокой скорости машина не слушается и продолжает по инерции лететь прямо. Научно это называется «недостаточная поворачиваемость».
ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

В таком случае включается в работу система стабилизации. Ее датчики замечают, что реальный угол поворота машины не совпадает с углом поворота руля. Это значит, что обнаружен занос. Поэтому система тормозит заднее левое колесо, чтобы направить машину туда, куда нужно водителю. Это происходит за доли секунды. Но обычно проблемы на этом не заканчиваются. После такого резкого маневра, скорее всего, начнет заносить зад машины. Такая ситуация называется «избыточная поворачиваемость».

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает? ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

И здесь также помогает система стабилизации. Она видит, что руль стоит прямо, а корпус поворачивается. В таком случае она тормозит левое переднее колесо и машина выравнивается.ESP гасит занос в первое мгновение и водитель может вообще его не почувствовать, но система всегда сообщает о своей работе с помощью лампочки на приборной панели. Так что если бы на машине семьи из Архангельской области было ESP, водитель бы просто увидел мигающую лампочку, поехал бы дальше и через 3 минуты забыл бы про это.

А на этом видео ещё одна семья ехала на машине без ESP. Совсем маленький занос, в котором элементарно бы справилась ESP, привел к страшной трагедии. В этой машине ехали бабушка, дедушка и их внучка. Все они погибли.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

Среди водителей есть миф, что система стабилизации бесполезна или даже вредна, что она вмешивается в управление в неподходящие моменты, и было бы безопаснее, если бы весь контроль оставался у водителя. Но это не так. ESP справляется гораздо лучше. Помимо того, что она просто быстрее и точнее реагирует, она может притормаживать отдельные колеса.

Водителю такой инструмент просто недоступен. Поэтому, каким бы профессионалом он не был, он не сможет действовать так же эффективно.

Что лучше, ESP или подушки?

Когда речь заходит о безопасности автомобиля, на ум обычно приходят подушки безопасности. Но в обеих авария, которые я показал до этого, подушки были, но не помогли. Их вклад в спасение жизни не такой большой, как многие думают. Система стабилизации гораздо важнее. Сейчас я попробую доказать это на цифрах. Сначала рассмотрим подушку безопасности. Ее эффективность зависит от того пристёгнут водитель или нет. Если водитель не пристёгнут и едет в машине без подушки, он получает 0 дополнительных процентов безопасности.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

А вот если он хотя бы пристегнется, безопасность вырастет на 45%, то есть почти в два раза.

Теперь давайте посмотрим, что изменится, если появится фронтальная подушка.

Когда водитель не пристегнут подушка увеличивает безопасность на 15%, а когда пристегнут, то комбинация ремня и подушки вместе дают 53%. Из этих цифр следует два вывода.

  1. Во-первых, всегда нужно пристегиваться, ремень дает самые большие проценты защиты.
  2. Во-вторых, подушка безопасности не так уж важна. Пристегнуться в машине без подушек в 3 раза более безопасно, чем ехать в машине с подушкой, но не пристегнутым. Собственный вклад подушки небольшой, пристёгнутому водителю она даёт всего 8 дополнительных процентов. Сравните это с эффективностью ремня безопасности.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

А теперь давайте посмотрим на статистику по системе стабилизации.

Для обычной легковой машины ESP снижает общий риск смерти погибнуть на 15%, при этом риск смертельного заноса снижается на 35%, а смертельного переворачивания на 70%.

Для кроссоверов система стабилизации ещё более важна. Их центр масс выше, чем у легковых машин, поэтому они менее устойчивы и более подвержены заносам. ESP снижает общий риск погибнуть в кроссовере на 30%, риска смертельного заноса на 60%, а смертельного переворачивания на 85%. Также стоит учесть, что это статистика западная, а не российская. Она собиралась в странах, где нет таких зим, как в России.

На наших зимних дорогах вероятность заноса гораздо выше, поэтому в российских условиях все эти числа значительно увеличиваются, и система стабилизации становится гораздо более необходимой.

Итого получается, что для пристегнутого водителя даже в легковой машине ESP это как минимум в два раза более эффективная вещь, чем фронтальная подушка. А для кроссовера,  как минимум в 4 раза более эффективная, при этом надо помнить, что ремень и подушки это пассивная безопасность. Они не предотвращают аварию, а только уменьшают последствия. Во многих случаях они спасут жизнь, но машину придется отправить в утиль или на дорогостоящий ремонт. А ESP — это активная безопасность, ее задача не допустить аварию вовсе. Поэтому она не только спасает жизни, но и экономит много денег.

Так что ESP — это не просто полезная опция, а одна из самых необходимых систем.

Ее влияние настолько существенно, что если вам дорога ваша безопасность, не стоит вовсе ездить на машинах без ESP. Так же, как садясь в машину нужно не задумываясь пристегиваться ремнем, так и при выборе машины нужно рассматривать только варианты с ESP.


ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

На каких машинах есть ESP?

К сожалению, в России такую систему не всегда устанавливают даже на новые машины. Пострадавшие семья из Архангельской области ехала не на старых Жигулях, а на достаточно новом китайском кроссовере Lifan X60, но, к сожалению, в этой машине ESP нет даже в самой дорогой комплектации. Вторая семья разбилась на KIA Sportage. На все новые автомобили этой модели уже ставят ESP, но машины предыдущих годов оборудовались столько выборочно. В западных странах производители обязаны ставить ESP на все новые машины во всех комплектациях.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

В Канаде такое правило действует с 2011 года, в США с 2012 года, в Австралии с 2013 года, в Евросоюзе с 2014-го. Россия пока отстает, установка ESP у нас не обязательна.

Такой закон есть только для системы ABS, которая помогает тормозить. С 2016 года все новые машины в РФ обязаны иметь ABS во всех комплектациях, а наличие ESP зависит от производителя.  Вот топ 15 самых продаваемых моделей в России. В 9 из них все машины оборудованы ESP во всех комплектациях. То есть всё-таки большинство новых машин в России продается с ESP, но есть отстающие марки.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

В первую очередь это Lada. Например, ESP не ставится совсем на Lada 4х4.

Под этим названием скрывается советская Нива, которую продают уже 40 лет без существенных изменений конструкции. Неудивительно, что на ней нет ESP. Также ESP нет совсем на Lada Largus, а на Lada Granta есть только в самой дорогой комплектации. В защиту АвтоВАЗа можно сказать, что без ESP продаются только уставшие модели. Новые Lada Vesta и Lada XRAY полностью оборудуются этой системой. Из иномарок отстает Volkswagen Polo, у него ESP только в самой дорогой комплектации. А у бюджетных Renault ESP не идет сразу, но ее можно установить за дополнительную плату.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

В Duster это стоит 16000 руб., в Sandero 18000 руб.

Как видите, сейчас нет проблемы купить машину с ESP. Это система доступна для машин любого класса, ей оборудованы большинство новых машин, где-то есть варианты поставить ее за дополнительную плату. 15-20 тысяч не те деньги, которые стоит экономить в таком случае. Они отобьются, даже если система спасет от одной мелкой аварии, не говоря уже о тяжелых или смертельных случаях. На вторичном рынке, конечно, ситуация другая. В предыдущие годы этой системой оборудовалось меньше выпускаемых автомобилей, но при правильном подходе и тут не сложно подобрать машину с ESP.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

С 2000-х годов она уже была на многих иномарках, по крайней мере, в богатых комплектациях, поэтому найти такую машину реально где-то с 300 000 рублей вариантов с ESP становится много.

К тому же у подержанных машин богатство комплектации влияет на цену слабо, поэтому можно найти машину в хорошей комплектации с ESP и даже не переплатить за это денег.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?А если ваш бюджет совсем небольшой, возьмите машину хотя бы с ABS. Это система помогает сохранить управляемость при торможении и тоже существенно увеличивает безопасность. Много старых иномарок с такой системой появляется уже на бюджете в 150 000 рублей.

Как правильно называть систему стабилизации?

В России систему стабилизации привыкли называть «ESP», но это не совсем корректно. Официально такие системы правильно называть «Электронный контроль устойчивости». Это общепринятое в мире название.

Сокращенно ЭКУ или ESC.

Такие системы обычно разрабатывают не сами автопроизводители, а сторонние компании, такие как «Hitachi», «Bosch», «Fujitsu». ESP — это просто торговая марка, под которой свою систему выпускает «Bosch». Они начали устанавливать ее на Мерседес с 1995 года. В то время это было новинкой и получилось, что российские автовладельцы впервые увидели такую систему именно под маркой ESP и привыкли называть так все системы такого типа. Аналогично как копировальный аппарат стали называть «xerox», хотя ксерокс —  это просто имя производителя.

ESP (контроль устойчивости): что это, зачем нужен и как работает?

Так что такие системы в общем правильно называть не ESP, а ESC, а конкретные реализации у разных марок называются по-разному.

Хотя до сих пор название ESP преобладает, на многих машинах эта система называется по-другому. Но это не так важно, главное понимать, что все эти системы стабилизации, системы курсовой устойчивости, все эти многочисленные аббревиатуры – это всё одно и то же. Вдобавок к этому сейчас некоторые производители в своих новых машинах стали называть эту систему «ESC», то есть начали использовать общий термин, а не конкретную торговую марку. Так что возможно скоро путаница уйдёт и будет единое название.

Что делать при заносе на машине с ESP?

На машине с ESP не нужно применять классические приемы выхода из заноса, такие как крутить руль в сторону противоположную заносу. Это не только не поможет, но и ухудшит ситуацию. Идея ESP в том, что она пытается погасить занос и направить машину туда, куда повернут руль.

Поэтому не крутите рулем, так вы введете систему в заблуждение.

Направьте его туда, куда вам реально нужно ехать.

Работает ли ESP на большой скорости?

ESP работает на всех скоростях.

То, что она перестает работать после какого-то порога — это миф.

Другое дело, что в случае заноса на большой скорости ей сложнее удержать машину, и она может не спасти.

Выводы

ESP – одна из самых важных систем в автомобиле. Если вам дорога безопасность, покупайте машины только с ней.  Она не только снижает риск смерти, но и экономит много денег, предотвращая мелкие и средние аварии. Если у вас спрашивают совет, какую машину купить, посоветуйте купить с ESP. Но не забывайте, что эта система только снижает вероятность аварии, а не исключает ее совсем. Не зависимо от того есть ESP или нет, на машине должна стоять хорошая резина, а скорость соответствовать погоде. В последние годы появились еще более продвинутые системы. Теперь машины могут автоматически тормозить, самостоятельно контролировать полосу или даже брать на себя все управление в режиме автопилота. Но пока это доступно немногим, поэтому берите машины хотя бы с ESP.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: