Типы и характеристики оборудования для ремонта автомобилей





Общие требования к оборудованию, его выбор. При выполнении ТОР используют многочисленное и разнообразное оборудование, во многом универсальное, такое же, как на любом другом производстве (станки, ПТМ, вентиляционное и другое сантехническое оборудование, компрессоры, устройства связи, мебель и т.п.), однако есть большое число и специфического оборудования, предназначенного только для ТОР автомобилей. На рынке продукции сейчас можно обнаружить большой выбор такого оборудования, особенно импортного. Естественно, надо научиться делать нужный выбор. А когда приходится выбирать, нужно иметь критерии выбора.

С первого взгляда все просто: пригодность для выполнения нужной функции, качество и цена. Однако на самом деле это не так просто. Не случайно были созданы различные своды правил оценки продукции. Изделие оценивается по сочетанию ряда показателей, определяющих его соответствие требованиям: это показатели назначения, технологичности, надежности, а также эргономические, эстетические и экономические.

Показатели назначения оценивают соответствие изделия функциональным требованиям, показатели технологичности и часть экономических требованиям производства (изготовления) этого изделия. Производительность, показатели надежности, эргономичности, эстетики и экономичности эксплуатационные. Важнее всего функциональные показатели: даже самые лучшие эргономические, эстетические, экономические свойства не оправдают покупку изделия, не выполняющего функций, для которых оно предназначено. Требования эксплуатации важнее, чем требования производства.

Изготовление однократный акт, выполняемый на машиностроительном заводе в условиях достаточно высокой культуры труда и технологии. Процесс же эксплуатации длителен, протекает в разных условиях, часто неблагоприятных. Обслуживающий персонал не всегда имеет нужные знания и навыки. Важна здесь и экономическая сторона.

Технологические показатели определяют себестоимость изделия, а через нее продажную цену, то есть однократные затраты пользователя на его приобретение. Эксплуатационные показатели влияют на постоянные эксплуатационные затраты. Себестоимость производства изделия со временем снижается. Себестоимость эксплуатации по мере старения изделия возрастает. Эти причины заставляют считать показатели эксплуатации более весомыми, чем требования производства.

Итак, подход к покупке оборудования вроде бы ясен: понять, что оно должно уметь делать, выбрать на рынке подходящие товары. Из них отобрать такие, которые будут давать нужную производительность (не самую большую, а именно нужную; например, зачем в АТП окрасочная линия на 20 машин в сутки, если нам придется окрашивать полностью 2 3 машины в месяц? Тут достаточно однопостовой камеры).

Оценить безопасность, удобство и простоту работы на оборудовании (т.е. эргономичность) и, наконец, экономичность. Что нам выгоднее (и что мы можем себе сию минуту позволить) купить дорогое оборудование, которое не потребует больших эксплуатационных расходов и в сумме позволит получить общую экономию затрат, или же распределить наши затраты по времени пусть придется чаще платить за ремонт и запчасти для оборудования, зато сейчас я могу купить подходящую вещь, уложившись в те средства, что у меня есть.

Типы и характеристики оборудования для ремонта автомобилей

Если для покупки оборудования придется брать кредит, надо учесть проценты, которые я за него буду выплачивать. Если кредит брать не надо, нужно подумать: не могу ли я свои деньги вложить выгоднее, чтобы доход от их использования оказался выше, чем дополнительные эксплуатационные затраты на более дешевом оборудовании. Иногда экономические факторы могут оказаться решающими. Например, есть замечательное оборудование, которое умеет делать абсолютно все, но стоит оно в 5 раз больше, чем я могу потратить. Тогда я выберу оборудование с меньшими функциональными возможностями, но доступное мне по цене.

Соображения эстетичности учитывают в последнюю очередь за исключением одного случая: когда речь идет о предмете, который нужен, чтобы пускать пыль в глаза клиенту (однако и здесь есть варианты: разумный клиент больше доверится той фирме, где не такая шикарная мебель в кабинете и секретарша, зато солидное и исправное технологическое оборудование; но об этом вам будут говорить в других курсах).
Основные разновидности оборудования.

Стационарное оборудование неподвижно стоит на одном месте. Передвижное можно передвигать, перекатывать или перевозить с одного места на другое. Переносное переносят с места на место в руках. Токарный станок стационарное оборудование.

Станок для балансировки колес без снятия с автомобиля (или стенд для проверки электрооборудования мотортестер) передвижное. Комплект инструментов или прибор для проверки компрессии переносное оборудование.

Один из важнейших видов оборудования для ТОР автомобилей это устройства, обеспечивающие нужное взаимное расположение автомобиля и обслуживающего его человека, в первую очередь, облегчающие доступ к его нижней части: канавы и подъемники (40 45% всех работ на автомобиле выполняются снизу).
Осмотровые канавы позволяют человеку работать под машиной или сбоку, но ниже пола, чтобы можно было выполнять операции стоя, не сгибаясь.

Они бывают узкого и широкого типа, межколейные, боковые и комбинированные. Чаще всего встречаются межколейные канавы узкого типа.

Ширину и глубину их выбирают в зависимости от типа обслуживаемого подвижного состава. Ширина должна быть побольше, но при этом обеспечивать удобный заезд машины на канаву. Поэтому наибольшая возможная ширина межколейной канавы Вк составляет: Вк=Ввн26ко2?, где Ввн наименьшее расстояние между внутренними гранями колес обслуживаемых машин; Ьт ширина колесоотбойного бортика; / запас (50 100 мм). Колесоотбои предназначены для того, чтобы не допустить сваливания колеса в канаву.

Их обычно выполняют в виде бетонного бортика высотой 80…150 мм и шириной порядка 100 мм. В начале и конце канавы выполняют “заманы”. Для увеличения ширины канавы бортики часто делают из мощного уголка, поставленного пером вверх (6КО~10 мм).

Глубина канавы также зависит от типа подвижного состава: чем меньше клиренс, тем глубже нужна канава. Поэтому для грузовиков и автобусов глубина составляет 1,2…1,3 м, а для легковых автомобилей 1,4…1,5 м. А для самосвалов БелАЗ канава вообще не нужна.

Стенки канавы бетонируют и, как правило, облицовывают плиткой, облегчающей уборку и мойку канавы (в ней всегда собирается много мусора, грязи, масла). Пол покрывают деревянной решеткой, чтобы ноги рабочего не скользили. В стенах канавы размещают ниши для светильников и для инструмента. На дне канав делают уклон 2-3° в сторону решетки с зумпфом колодцем для стока воды, топлива, масел. Вентиляция приточновытяжная (зимой подводимый воздух нагревают до 40-50°). Отопление канав батарейное.

Канава должна иметь вход (длинная проездная несколько входов), позволяющий человеку войти в канаву и, особенно, выйти из нее при стоящем на канаве автомобиле. Сейчас вход выполняют в виде туннеля с лестницей и выходом наружу сбоку, за пределами зоны проезда автомобиля (нарисовать).

Если у канавы только один вход, то в ней обязательно устраивают аварийный выход на случай пожара (если загорится стоящий на канаве автомобиль) в противоположном от входа конце канавы в виде крутой стальной лесенки или хотя бы скобтрапа. Длина канавы должна быть такой, чтобы стоящий на ней в позиции ТОР автомобиль не перекрывал аварийного выхода. Наконец, канаву оборудуют съемными деревянными переходными мостиками для безопасного перехода через нее и для обслуживания машины с торцов.

Боковые канавы служат для создания удобства работы у колес, располагаются с двух сторон машины за пределами ездовых дорожек, имеют ширину >0,6 м и глубину <0,8 0,9 м. Комбинированная канава содержит межколейную, две боковые и, если канава тупиковая, соединяющий их туннель или траншею.

Канава широкого типа (нерекомендуемое название «яма») имеет ширину больше ширины автомобиля, для проезда на ней устраивают колесные мосты или устройство для вывешивания колес. Эти канавы менее распространены они дороже и требуют дополнительных затрат времени на въезд и выезд автомобиля, но зато работать в них намного удобнее просторнее, светлее, лучше вентиляция.

Канавы выполняют тупиковыми или проездными. Последние чаще используют на поточных линиях. На отдельных постах проездные канавы используют, если имеется запас производственной площади.
В любой канаве человеку работать хуже, чем на уровне пола в нестесненных условиях, поэтому иногда используются эстакады это двойной колейный мост с высотой 0,7…1,4 м с въездными рампами (аппарелями).

Используются эстакады чаще на открытых площадках, в полевых условиях (например, на площадках отдыха вдоль шоссе), в точках временных работ (скажем, полевой парк во время уборки урожая) и в тех АТП, где очень высок уровень грунтовых вод.

Часто на эстакадах делают сбоку легкие мостки для людей, чтобы автомобиль можно было обслуживать не только снизу, но и наверху. В помещениях эстакады неудобны требуют большей высоты здания и площади для заезда и съезда машин.

В современных АТП и на СТО канавы все чаще вытесняются подъемниками разных типов, которые позволяют поднять автомобиль над полом на регулируемую высоту, удобную для работы снизу или возле колес. Подъемники достаточно дороги, удорожают стоимость здания (оно должно быть выше на 1…2 метра), увеличивают подготовительнозаключительное время, но зато улучшают условия работы людей.

Используются подъемники гидравлические, электромеханические, электрогидравлические, механические с ручным приводом. При подъеме автомобиль может опираться на платформу или лапы подъемника колесами, либо несущими элементами подвески, кузова, ведущего моста.

Для легковых автомобилей часто применяют одностоечные гидравлические подъемники. Они позволяют не только поднять машину, но и поворачивать ее вокруг вертикальной оси. Это создает дополнительные удобства при выполнении работ, а также позволяет лучше использовать производственную площадь, особенно в стесненных условиях.

Широко распространены четырехстоечные электромеханические и электрогидравлические подъемники, часто оборудованные дополнительными устройствами, например, приборами для проверки и регулировки установки управляемых колес.

Для грузовых машин применяют двухстоечные гидравлические подъемники. В последние годы все более широкое распространение получают подъемники в виде отдельных катучих стоек их можно использовать в любом месте производственного участка и с разными типами подвижного состава, например, и грузовиками, и автобусами.

На канавах применяют канавные гидравлические подъемники одно или двухцилиндровые. Последние могут быть раздельными, консольными тогда между ними остается проход для человека. Канавные подъемники бывают и электромеханические.

Широко применяются различные стационарные и передвижные домкраты. Интересный вид оборудования кантователи, которые позволяют наклонить автомобиль в боковом направлении. Самый известный две опоры, которые привинчивают на тормозные барабаны или ступицы вместо снятых колес, а затем накреняют автомобиль вручную и крепят на фиксаторах. Такими устройствами широко пользуются автолюбители в полевых условиях или в своем частном гараже.

В АТП широко применяют ПТО: краны, кранбалки, тали, конвейеры. Краны обычно мостовые или кранбалки. Мостовой кран ездит по рельсам, уложенным на консоли колонн здания, крановщик ездит на нем в своей кабине. Кранбалка подвесная, ездит по двутаврам, подвешенным к фермам крыши, а оператор ходит внизу по полу и управляет с помощью переносного пульта, соединенного с кранбалкой кабелем.

Распространены небольшие подъемники для снятия двигателей и других тяжелых агрегатов это тали, тельферы, краныукосины, специальные домкраты, гидравлические стреловые подъемники с электрическим или ручным приводом («жираф»). Широко применяют вилочные погрузчики. Для транспортировки тяжелых предметов применяют электрокары, небольшие автомобили, монорельсовые тележки. Используют специальные устройства для снятия отдельных агрегатов.

Модели и характеристики ПТО и другого технологического оборудования можно найти в учении Н.Я. Говорущенко, с. 299 306 (приложения).

Конвейеры используют на поточных линиях ТО. Этим обеспечивается равномерность потока (все машины на линии перемещаются одновременно) и чистота воздуха в помещении (не надо включать двигатель для переезда с поста на пост). Применяют конвейеры несущие (ленточные, пластинчатые), тянущие и толкающие. В последних двух случаях машина едет на своих колесах. Толкающие конвейеры часто идут вдоль канавы поточной линии.

Оборудование для уборочномоечных работ. Трудоемкость УМ 60 70% общей трудоемкости ЕО. Работы эти грязные, неприятные, поэтому их механизация очень нужна. Для уборки кабин и салонов легковых автомобилей и автобусов применяют различные промышленные пылесосы, рассчитанные на длительный режим работы и дающие разрежение не менее 1 м вод. ст. (10 кПа).

Для уборки автобусов используют стационарные вакуумные установки большой мощности. С помощью передвижных рам их подсоединяют к передним дверям автобусов и создают внутри кузова разрежение. Воздух, который с большой скоростью засасывается через немного приоткрытые окна, увлекает пыль, мусор и бумажки в специальный приемник.

При механизированной мойке трудоемкость моечных работ снижается в 10 раз. Нужно меньше мойщиков, намного лучше условия их работы. Первая ступень механизации применение шланговых установок с собственными насосами. За счет высокого давления воды и использования специальных сопел получается струя высокой энергии, которая хорошо отбивает грязь с поверхности.

Этот же метод используется на стационарных струйных установках для мойки грузовых автомобилей и всех машин снизу. Эти установки обычно представляют собой комплект стволов, установленных в правильно выбранных местах общей камеры и смонтированных на качающихся рамках так обеспечивается полный охват всех поверхностей с определенным перекрытием мойка производится струями, которые могут попадать в одну точку из разных сопел и под разными углами.

Важная проблема струйных установок большой расход воды (ее стоимость достигает 80 85% всех затрат на мойку). Его можно уменьшить, правильно подбирая давление, диаметр и профиль сопла. В современных шланговых установках широко применяют добавки моющих средств и подогрев воды это позволяет мыть не только наружные поверхности, но и двигатель при очень скромном расходе воды.

Для мытья легковых автомобилей и автобусов применяют щеточные установки. Щетки установлены на качающихся рычагах, что позволяет им обходить поверхности сложной формы: горизонтальная щетка обходит контур легкового автомобиля. Вода подается через сопла коллектора, установленного на рамке щетки.

Поточная линия УМ легковых автомобилей имеет первый пост внутренней уборки салона, далее стоят установки для мойки дисков колес, автоматическая щеточная установка, за ней пост ручной домывки кузова, рамки для ополаскивания, установка для сушки (обдува) автомобиля и пост полировки кузова. В зависимости от требуемой производительности число постов может меняться.

Расход воды при регулярной мойке велик. В то же время по всей Земле ощущается нехватка пресной воды. В обозримом будущем эта проблема может стать острее, чем нехватка нефти. Поэтому на крупных моечных станциях необходимо обеспечивать многоразовое использование воды. Для этого строят системы очистки, отстоя и хранения технической воды.

Очистка выполняется в бензомаслоуловителях, после чего вода через фильтры поступает в подземные резервуары. Воду можно очищать с помощью химических веществ, вызывающих коагуляцию свертывание в хлопья веществ, находящихся в коллоидном состоянии.

В отстойниках быстро собирается грязь (10 12 кг грязи с каждого автомобиля, 3 5 г масла), их приходится вычищать, а шлам вывозить.

На поточных линиях ЕО автомобили перемещают толкающим конвейером




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: