Организационно-технологические особенности отдельных видов работ в автомастерских





Характеристика и организационно-технологические особенности отдельных видов работ

Крепежные работы.

На автомобилях используются разъемные и неразъемные соединения. Общая тенденция развития конструкции уменьшение числа разъемных соединений. Однако до сих пор их много, так как надо обеспечивать замену быстроизнашивающихся частей и регулировки. Основной вид соединений резьбовой. При их ослаблении нарушается нормальная работа механизмов, что ведет к преждевременным отказам и неисправностям.

Поэтому основная цель крепежных работ при ТО контроль и восстановление нормального состояния (затяжки) крепежных соединений. Резьбовые соединения можно разделить на 3 группы: соединения, от которых зависит БД (передний мост, РУ, тормоза, ходовая часть); соединения, гарантирующие прочность конструкции (крепление двигателя, КП и др.); не вошедшие в 1ю группу соединения, обеспечивающие герметичность (топливо, воздухо, маслопроводы). Особое внимание следует уделять соединениям первой группы.

Крепежные работы выполняются при ОР (или ПО).

Трудоемкость их составляет 16 20% общего объема работ ТО1, 1218% ТО2. Основные соединения, подлежащие контролю и затяжке: гайки крепления , колес к ступице, масляного картера двигателя, передних и задних опор двигателя, фланцев карданных валов, стремянок рессор, болтов отъемных ушков передних рессор, стяжных болтов клеммовых зажимов пальцев передних рессор, тормозных камер и их кронштейнов, головок цилиндров, крепления картера КП к двигателю.

Для повышения надежности соединений и снижения трудоемкости работ нужно использовать самоконтрящиеся гайки (с обжатой конической разрезной частью, с конической частью, обжатой по эллипсу, подрезные с подгибом усика, с нейлоновой вставкой в конусной части) и зубчатые шайбы. Чтобы соединение дольше сохраняло надежность крепления, его нужно затягивать посильнее но при этом можно оборвать болт (шпильку) или сорвать резьбу. Поэтому рекомендуют такой натяг, при котором напряжения в металле будут на 15 20% ниже предела текучести. Это обеспечивается использованием контролируемого, момента затяжки.

Для обычных крепежных деталей из сталей 30 и 35:

Организационно-технологические особенности отдельных видов работ в автомастерских
В инструкциях по ТО каждого автомобиля приводят моменты затяжки всех ответственных соединений. Самые серьезные требования к затяжке гаек крепления головок блока. Их затягивают в определенном порядке, попеременно, иногда в несколько приемов (ЯМЗ740: первый прием 40 50, потом 120 150, потом 190210 Нм).

В зависимости от типа гаек (головок болтов), и их расположения применяют разные гаечные ключи: обычные плоские, накидные, торцовые. Последние бывают выполнены заодно с рукояткой (как баллонный ключ) или представляют собой сменные головки, которые можно надевать на одну рукоятку прямую, изогнутую, динамометрическую. Особые ключи применяют для круглых гаек и для головок болтов с внутренним шестигранником под ключ.

Если требуется момент затяжки 600-800 Нм, применяют электромеханические и пневматические гайковерты. Они бывают ручные и передвижные на тележках.

У ручных момент ограничен возможностями человека воспринимать реактивный момент. Для гаек колес нужен момент 700 800 Нм, для стремянок рессор 1000 1100 Н м. Особенно большой момент нужен для отвинчивания гаек их зачастую приходится срывать с места. Здесь применяют реверсивные инерционноударные гайковерты, не передающие реактивный момент на корпус: электромотор раскручивает маховик, потом электромагнит замыкает муфту с торцовыми зубьями, шпиндель с торцовой головкой на конце ударом поворачивает гайку.

Смазочные работы

Цель смазочных работ уменьшение энергозатрат машины на преодоление трения и снижение темпа износа трущихся пар. Трудоемкость их 30% общего объема работ ТО1, 17% ТО2. В инструкции на каждый автомобиль приведены карты смазки с указанием точек смазки, смазочных материалов и периодичности. Важно своевременно заменять летние масла на зимние и наоборот при сезонном обслуживании (СО).
Различают смазки: жидкие (масла) и консистентные (пластичные).

Из-за большого различия в вязкости и текучести для их подачи в узлы трения приходится применять разное оборудование. Жидкие масла просто заливают вручную (из кружки через воронку с сеточкой) или с помощью маслораздаточных баков, имеющих насосы и шланги с пистолетами; на АЗС используют маслораздаточные колонки для выдачи масел по объему (в литрах), обычно не в картер, а в тару. Для подачи консистентных смазок в узлы трения применяют ручные шприцы и солидолонагнетатели, электромеханические и пневматические.

Нормально эти устройства преодолевают противодавление в масленках до 25 МПа. Солидолонагнетатель имеет бункер, обычно конической формы, с приводным шнеком, который подает солидол к насосу высокого давления. Есть ручное устройство, позволяющее кратковременно повышать давление до 50 — 60 МПа это требуется, когда старая смазка загустела и засохла.

Очистительные работы

Смазочные операции совмещают с очистительными, а замену масла с промывкой картеров.

Очистительные работы при ТО1: очистка АКБ от пыли, грязи, электролита, прочистка вентиляционных отверстий в пробках; очистка сапунов КП и мостов; промывка воздушных фильтров ГВУ и ВУ тормозов; удаление конденсата из ресиверов; замена спирта в предохранителе против замерзания. При ТО2, кроме того: удаление отстоя из корпусов масляных фильтров, очистка и промывка клапанов вентиляции картера двигателя, промывка фильтров насоса ГУ руля.

Смену масла в картере проводят у нагретого ДВС, когда масло менее вязкое и более текучее (оно легче удаляет осадки). Но после удаления отработавшего масла в картере остаются густые мазеобразные осадки (шлам), которые быстро портят свежее масло и сокращают срок его работы.

Для удаления этих осадков систему смазки промывают индустриальным или веретенным маслом, дизтопливом или специальной промывочной жидкостью. Их заливают в картер двигателя (2,5 3 л), запускают двигатель на 4 5 мин на холостых оборотах, потом промывочную жидкость выпускают и заливают свежее масло. Такая промывка снижает суммарное содержание примесей в масле в 1,52 раза.

При каждой смене масла прочищают фильтры грубой и тонкой очистки. После выпуска отстоя блок фильтрующего элемента ФГО промывают в керосине без разборки и продувают сжатым воздухом, фильтрующий элемент ФТО заменяют новым. Одновременно промывают корпус воздушного фильтра и фильтрующую набивку (если она не бумажная).

Набивку смачивают маслом, в корпус фильтра наливают масло до заданного уровня. Грязный или сухой воздушный фильтр приводит к быстрому абразивному износу двигателя. При СО проверяют и очищают систему вентиляции картера. При ее засорении в картере создается избыточное давление, вызывающее течь масла через сальники.

Шестерни в трансмиссии изнашиваются меньше всего при 75 90°С. Поэтому в холодное время года рекомендуется применять утепляющие чехлы, фальшподдоны и т.п. средства для уменьшения теплоотвода с поверхностей картеров. При смене масла в агрегате рекомендуется промыть картер и шестерни керосином или дизтопливом: залить 1,5 2 л, включить агрегат в работу на 1,5 2 мин, слить жидкость и залить свежее масло. Шлицы карданной передачи смазывают солидолом, игольчатые подшипники трансмиссионным маслом.

В объем ОР (очистительные работы) входят шинные работы: проверка и доведение до нормы давления воздуха (рекомендуется через 500-600 км, обязательно перед каждым диагностированием чтобы обеспечить правильное взаимодействие колес с беговыми барабанами и опорными площадками; кроме того, при проверке тормозов на спущенных шинах можно провернуть покрышку на ободе и срезать сосок). Для обеспечения равномерности износа следует периодически переставлять шины вместе с колесами (схема перестановки приводится в инструкции по эксплуатации автомобиля).

Регулярно (у легковых при ТО1) следует балансировать колеса, особенно передние на ЛА (дисбаланс разрушает подвеску). Износ шин возрастает при отклонениях давления от нормы, при их перегрузке, частом движении с большими скоростями, а на передних колесах — при увеличенном развале и, особенно, схождении.

Разборочно сборочные работы

Разборочно сборочные работы начальная и заключительная часть ТР. Это замена неисправных агрегатов, механизмов и узлов на автомобиле на исправные, замена в них неисправных деталей на новые, новые ремонтного размера или отремонтированные, а также работы, связанные с ремонтом деталей и подгонкой их по месту установки.

Самые частые: замена ДВС, задних и передних мостов, КП, радиаторов, сцепления, деталей подвески, рессор, износившихся деталей в агрегатах и узлах. При выполнении их широко используются подъемные устройства, а также осмотровые канавы, оборудованные специальными подъемниками и устройствами для снятия и установки агрегатов.

Кроме уже перечисленного инструмента для крепежных работ, требуется еще инструмент и оборудование для разборки и сборки соединений с натягом. Для разборки их на автомобиле применяют различные съемники. Для установки на автомобиль молотки, оправки, выколотки из мягкого металла. При разборке и сборке агрегатов в цехе для выпрессовки и запрессовки подшипников, втулок и т.п. широко применяются верстачные прессы (ручные и пневматические) с усилиями 30 50 кН.

Необходимо строго соблюдать правила ТБ.

Снимать, транспортировать и устанавливать агрегаты разрешается только с помощью ПТМ, оборудованных захватными устройствами, гарантирующими безопасность работы. Автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом при включенной низшей передаче. Запрещается работа под вывешенным автомобилем без страховочных устройств (козелки), только на домкрате. Поднятый кузов самосвала необходимо страховать штатными упорами.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: